№ 7 (130) 2012 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ Предотвращение сговора участников размещения государственного и муниципального заказа: методические подходы* А.А. Храмкин директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), председатель Ассоциации экспертов по государственным закупкам, кандидат экономических наук (г. Москва) Андрей Александрович Храмкин, khramkin@roszakupki.ru Развитие и становление системы размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации, помимо положительных проявлений в виде повышения эффективности расходования бюджетных средств, развития реальной конкурентной среды, стимулирования экономики, рынка занятости и т. п., имеет и отрицательную сторону. <...> К «болезням роста» системы государственных закупок можно отнести расширение практики недобросовестной конкуренции и сговора поставщиков товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. <...> В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся примеры недобросовестной конкуренции и даны некоторые практические рекомендации по защите от недобросовестных поставщиков. <...> Основное внимание уделено сговору поставщиков и манипулированию с заявками на торгах в силу широкой распространенности этого явления и сложности решения проблемы. <...> Первое, о чем необходимо упомянуть, – это то, что в целях развития добросовестной конкуренции и эффективного расходования бюджетных средств Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] (далее – Закон № 94-ФЗ) допускает к участию в государственном заказе достаточно широкий круг лиц – участников размещения заказов. <...> Более того, в отличие от большинства развитых <...>