Лпцем ріе скопцовъ для обмана Правительства и Обще
ства 52 V. <...> Таврическіе молокане и духоборцы во второй ноловин царствованія Александра I 320 XIII. <...> Харьковскіе молокане и духоборцы во второй половин царствованія Александра I 364 XV. <...> Кавказскіе молокане и духоборцы во второй половин царствованія Александра 1 368
IT Стран. <...> 423 XXL Какъ скопцы Солодовниковы верт лись на пятк въ рад ніяхъ и почему построили свою богад льню въ Москв . <...> Высылка нзъ Москвы защитника скопцовъ князя А. И. Уру
сова и. появленіе на его м сто новыхъ друзей скончесмхъ денегъ 489 Б. <...> Религіозный скандаль на могил скопца Михаила Герасимовича Солодовникова 493 B. <...> Еще обозр ть два царствиванія: Николая I и Александра II, и «исторія Молокаиъ и Духоборцевъі въ Россіи будетъ закоичепа. <...> Портретъ Віадиміра Андреевича Сап ікина, приложенный при настоящемъ тсш , есть портретъ челов ка, пріобр тшаго въ исторіи раскола блестящую страницу. <...> Сап лкинъ, вращаясь среди безобразт раскояьничьимь... понялъ, что купленная московскими богачами-бурлаками Австрійская б глая іерархія не л/ожетъ исправить зла, и освободить старообрядчество отъ угрожающаго ему крайняго упадка, и что единственное сиасеніе для старообрядчества заключается въ принятіи благословенныхъ православною церковью священниковъ. <...> Въ Хрустальномъ ряду, гд нахо
дилась тогда лавка, въ которой Сап лкинъ началъ свое коммерческое поприще, часто собирались раскольничьи начетчики для состязаній о сиорныхъ нредме-. тахъ в ры. <...> Когда въ про
щальное воскресенье 1854 г. В. А. Сап лкинъ прі халъ по обычаю на „Рогож
ское кладбище" проститься <...>
Раскольники_и_острожники__очерки_и_рассказы__соч._Фед._Вас._Ливанова_Т._4.pdf
РАСКОЛЬНИКИ
и
ОСТРОЖНИКИ
ОЧЕРКИ И РАЗСКАЗЫ
Сочин ні
ед, Вас. Ливанова
Томъ IV
И8ДАНІВ НЕРВОВ
Съ портретомъ знаменитаю въ исторіи раскола
В. А. Сап лхина
п приложеніемъ изв стнаго у раскольниковъ каталога П. Любопытнаго,
ааключсающаго въ себ жизн описанія 86раскольиичьихъ отцовъ и учителей съ
церечнемъ до 700 раскольничьихъ сошіненій.
1 i t ATM J
О-ПЕТЕРВУРГЪ.
Твдографія Л. П. Меркульева, Графскій пер., № б
1873
Стр.1
Отъ автора
Къ портрету* В. А. Сап дкина
Вм сто предпшшія: Чего требуетъ правительство и общество
отъ православнаго духовенства въ отношеніи
къ расколу и почему духовенство это безсильно въ борьб
съ посл днпмъ
ОЧЕРКИ И РАЗСКАЗЫ.
I. Императоръ Петръ 1-й, какъ антихрпстъ у расколышковъ.
П. Камергеръ — скопедъ А. М. Елянскій и его проектъ о
< божественной канцеляріи> въ Россіп
HI. Раскольничьи коноводы Папулинъ и Савиновъ, или в рное
средство, помощью раскола, наживать милліоны .
V. Секта Странниковъ пли Б гуновъ
VI. Обрядъ прпнятія въ скопческую секту
VII. Тамбовскіе молокане и дузаэгбэрчы
Ш. Гд скопцы производятъ операціи оскопленія? ... .
IX. Екатерпнославскіе молокане и духоборцы
X. Скопческія и хлыстовскія п сни
XI. Бакунинъ, Огаревъ п князь П. Долгорукій, заграничные
агитаторы раскольниковъ .
XII. Таврическіе молокане и духоборцы во второй ноловин
царствованія Александра I
XIII. Закланіе хлыстами младенцевъ въ жертву и причащеніе
челов ческою кровью
XIV. Харьковскіе молокане и духоборцы во второй половин
царствованія Александра I
XV. Кавказскіе молокане и духоборцы во второй половин
царствованія Александра 1
IV. Лпцем ріе скопцовъ для обмана Правительства и Общества
.
1
34
. 45
52
57
194 V
^ З
289
243 ,
252jp
311
320
357
364
368
.
Стран
у
ЕС
XXI
\{
Стр.3
IT
Стран.
XVI Совращеніе ел сіятельства княжны Д. С. Ховйнсой въ
хлыстовскую секту •
Х ІІ. Саратовскіе молокане и др^берцы во второй половин
царствованія Александра I
XYIIL Хлыстовская богородица съ титломъ великой княгдни
Елены Павловны
XIX. Самарскіе молокане н духоборцы во второй половин
царствованія Александра I .
XX. Астраханскіе молокане и духоборцы.
383
388
410
415
423
XXL Какъ скопцы Солодовниковы верт лись на пятк въ рад
ніяхъ и почему построили свою богад льню въ Москв . 435
XXII. Оренбургскіе и Уфимскіе молокане и духоборцы .. .
XXIII. Бессарабскіе и Донскіе молокане и духоборцы . . . .45 1
* XXIУ. Симбирскіе и Рязанскіе молокане и духоборцы .
445
.
. .459
XXY. Новый раскольнпчій архіерей изъ Ивант евскихъ кучеровъ
Александръ Гераськовъ
ХХ І. Владимірскіе, Пензенскіе и Орловскіе молокане и духоборцы.
XXVIL
Разговоръ скопческаго бога Кондратія Селиванова съ
императоромъ Павломъ Петровичемъ.
.
.
.
.
/ ХХТШ. Тобольскіе и йркутскіе молокане и духоборцы ... .
- ПРИЛОЖЕНІЯ.
A. Высылка нзъ Москвы защитника скопцовъ князя А. И. Урусова
и. появленіе на его м сто новыхъ друзей скончесмхъ
денегъ
Б. Религіозный скандаль на могил скопца Михаила Герасимовича
Солодовникова
B. Н.В. Реутскій и его зиаченіе въ исторіи уничтожения скопческой
секты
Исторически словарь 86 раскольнпчьихь отцовъ и учителей, каталогъ
Павла Люболытнаго
489
493
601
465
469
." . .479
486
1—120
Стр.4
ОТЪ АВТОРА.
Въ выпускаемомъ пып IV том своихъ издапій, мы довели tHcmoрію
Молоканг и Духоборце ъ* до царствоваиія Императора Николая I.
Еще обозр ть два царствиванія: Николая I и Александра II, и «исторія
Молокаиъ и Духоборцевъі въ Россіи будетъ закоичепа. Предоставляемъ
справедливому и благосклонному читателю судить самому,- на
сколько мы въ выпущениыхъ уж$ теперь четырехъ томахъ своихъ
изданій уса лн разработать исторію этихъ у
досел
неизв стішхъ
сектъ. Если оиъ приметъ во вниманіе вііутрешіія и вн шнія препятствія,
съ которыми приходится бороться первому составителю этой исторіи,—съ
одной стороны всякое отоутствіе цечатиыхъ источниковъ, съ
другой совершенную необработанность сырыхъ архивныхъ матеріаловъ,
по которымъ только и остается составлять эту цсторію,—то конечно не
откажеть нашему первому опыгу въ справедливомъ сиирхожденіп. Сырые
матеріалы требуютъ всегда во первыхь терп лнваго язученія и стара -
тельной сортировки и во вгорыхъ критической ихъ оцЬнаи,—т. е. въ
даниомъ случа уразум нія смысла религіозныхъ явленіЙ... Ненормадьпыя
проявленіа религіознаго сознанія представляютъ предметъ интересный
прежде всего въ психологическомъ отношепі;;, какъ для физіолога патологическія
изм пенія въ оргаішзм ... Почему пазвапныя секты распространялись
съ такою легкостію и держались и держатся досел съ такою
стойкостію? Почему простой молокаискій старецъ, ухватившись об ими руками
за Библію, Зсішімаетъ изв стпос авторитетное положеніе среди собрата
в рующихъ людей, которые охотно внимаютъ живому поучепію его
на простозгь народномъ язык и остаются глухи кьт мъ благов ствованіямъ,
какія^предлагаются имъ законными пастырями? Почему простые наставники
усп ваютъ разш<а
ныя струны, которыя до сихъ поръ беззвучю пребывали укоромъ оффиціальнаго
равнодушія къ сов сти ближняго? Почему вм ст съ образо -
ваніемъ пазванныхъ сектъ вдругъ аам чалось, возвышеніе нравственности
сектантовъ? И счастливъ пастырь, который во время подм т ъ
велить въ загруб лой натур простолюдина т п ж -
Стр.5