ирУ·ОВП˚ ˝НУМУПЛНЛ, № 2, 2013 Файзулин И.И., аспирант Меркулов В.Н., кандидат технических наук, профессор (Институт экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета) ПЕРЕВОД СТАТЬИ «ПАТЕНТЫ И ИННОВАЦИИ: ФАКТЫ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ» АВТОРА ПЕТРА МОСЕР Что же из себя должна представлять система прав интеллектуальной собственности для того, чтобы наилучшим образом стимулировать внедрение инноваций? <...> В большинстве фундаментальных теоретических моделей патенты мешают поиску компромисса между социальными благами от более сильных стимулов для проявления изобретательности и потерями в благосостоянии потребителя как результата действия механизма монопольного ценообразования (Нордхаус¸ 1969). <...> Но при условии, что более сильные патенты для ранних поколений инноваторов могут также ослабить стимулы к инвестированию в научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки для последующих поколений (например, Скочмер, 1991, данный журнал), предсказать результаты влияния более сильных патентов на процесс внедрения инноваций достаточно сложно. <...> Негативные стимулирующие эффекты проявляются особенно сильно в случае, если границы интеллектуальной собственности неясно очерчены так, что последующие поколения инноваторов подвергают себя риску быть вовлечёнными в тяжкие судебные споры. <...> Вероятность судебных рисков многократно возрастает и в случае, когда создаются так называемые «дебри» стратегических патентов, что значительно препятствует инновационному прогрессу и даже, напротив, служит законным средством защиты прибыли обладателя (Шапиро 2001; Холл и Зиедонис 2001). <...> Недавние патентные войны за смартфоны и планшетные компьютеры и выдвинули эти проблемы на передний план политических дебатов, но лежащие в основании всего противоречия по сути своей более глубокие. <...> Petra Мозер является сотрудником Центра передовых исследований в области поведенческих наук <...>