Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы филологических наук  / №4 2013

КОНЦЕПТЫ «ДРУГ» И «ВРАГ» В РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЧеркашина
Страниц6
ID497098
АннотацияОсновным, базовым объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Вслед за Ю.С. Степановым, под концептом мы будем понимать «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», чьи основные признаки распознаваемы всеми носителями языка и культуры. [8; 105]
Черкашина, Е.А. КОНЦЕПТЫ «ДРУГ» И «ВРАГ» В РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ / Е.А. Черкашина // Вопросы филологических наук .— 2013 .— №4 .— С. 12-17 .— URL: https://rucont.ru/efd/497098 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 4, 2013 Языкознание Русский язык Черкашина Е.А., кандидат филологических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института КОНЦЕПТЫ «ДРУГ» И «ВРАГ» В РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Основным, базовым объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. <...> Вслед за Ю.С. Степановым, под концептом мы будем понимать «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», чьи основные признаки распознаваемы всеми носителями языка и культуры. <...> Общеупотребительные, частотные, центральные слова фразеологических выражений, пословиц, поговорок называют ключевыми концептами культуры, которые сложились в глубокой древности и не потеряли актуальности и в наши дни. <...> Предметом нашего исследования являются концепты друг и враг в речи учащихся начальных классов и студентов. <...> Подробно структура концепта друг была рассмотрена в статье Е.А.Черкашиной «Концепт «друг» в русском языке» (см. Речь. <...> Здесь назовем лишь ядро концепта друг и общие его характеристики. <...> Основными компонентами семантики ядра концепта друг являются: 1) человек, который связан с кем-нибудь дружбой; 2) сторонник, защитник кого-чего-нибудь; 3) обращение к человеку. <...> Данный концепт принадлежит к основным духовным ценностям. <...> Многочисленные фразеологические выражения, пословицы и поговорки, вербализующие данный концепт, говорят о том, что дружеские отношения всегда ценились и приветствовались в обществе: без друга – сирота; с другом – семьянин; больше той любви не бывает, как друг за друга умирает; для друга все не туго (не тяжело и не скудно); для друга семь верст не околица; друг денег дороже и др. <...> В результате анализа лексико-фразеологического материала можно заключить, что в друге всегда ценились верность, отзывчивость, искренность, готовность всегда прийти на помощь, а также то, что дружбой надо дорожить, так как найти настоящих друзей <...>