Аспирант и соискатель, № 4, 2013 Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования Макарьев И.Н., аспирант Елецкого государственного им. <...> И.А. Бунина университета СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье представлен анализ сущности и содержания понятия открытого образования в контексте синергетического, антропологического, системного и технологического подходов. <...> В последние десятилетия в русле инновационных процессов в образовании в качестве его ключевой характеристики рассматривают открытость. <...> Феномен открытого образования был противопоставлен традиционной парадигме, однако до сих пор в научных исследованиях присутствуют различные трактовки данного явления. <...> Многоаспектность понятия открытого образования обусловлена сложностью данного феномена. <...> В этой связи перспективным направлением в описании сущности феномена открытого образования будет выступать косвенный метод, согласно которому предлагается анализировать смысловые кластеры понятия образования, сформированные в русле ряда подходов. <...> При синергетическом подходе открытое образование рассматривается, во-первых, в контексте общественной системы, в которой образование, будучи ее подсистемой, тесно связано с другими подсистемами (экономической, социальной, культурной и пр.) и, следовательно, постоянно взаимодействует с ними в условиях нелинейного обмена информацией, ресурсами; во-вторых, в контексте преодоления институциональных рамок образования, расширения границ последнего. <...> Среди множества определений открытого образования в контексте синергетического подхода общим элементом является характеристика взаимодействия, интеграции с различными подсистемами общества: «Под термином «открытое образование» будем понимать совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, постоянно обменивающихся с социальными подсистемами и друг с другом информацией, интеллектуальными <...>