Ivano-Frankovsk National Medical University, Ivano-Frankovsk, Ukraine Прижизненные изменения интраи экстрапанкреатических сосудов у больных острым некротическим панкреатитом в пожилом и старческом возрасте Сhanges of intra- and exstrapancreatic vessels for patients by a acute necrosis pancreatitis in elderly and senile age ______________________ Резюме __________________________________________________________________________ У 23 больных острым некротическим панкреатитом пожилого и старческого возраста изучены патоморфологические изменения в стенках интра- и экстрапанкреатических артерий, в частности поперечной панкреатической артерии и ее ветвей, а также большой панкреатической артерии Геллера и ее ветвей. <...> Все больные прооперированы «открытым» способом на 10–26 сут. с момента госпитализации по поводу гнойно-септических осложнений панкреонекроза. <...> Выявленные изменения сосудов в стенках интра- и экстрапанкреатических артерий вызывают существенное снижение интенсивности спланхнического кровотока и являются способствующими факторами развития некротических изменений в паренхиме поджелудочной железы и парапанкреатической клетчатке. <...> Ключевые слова: острый некротический панкреатит, пожилой возраст, патоморфологические изменения интра- и экстрапанкреатических артерий. <...> В процессе старения человеческого организма снижается интенсивность кровоснабжения поджелудочной железы (ПЖ), уменьшаются размеры и количество функционирующих ацинусов, островков Лангерганса, наблюдается разрастание жировой и фиброзной ткани между дольками железы и внутри них. <...> Выделяют также диабетическую ангиопатию, которая может приводить к тяжелым некротическим изменениям ПЖ вследствие склеротической облитерации ее интраорганных сосудов [8, 9]. <...> При осложненном течении острого некротического панкреатита (ОНП) исследователями обнаружены тяжелые ишемические изменения стенки сосудов не только внутриорганных и перипанкреатических артерий, но и экстрапанкреатических, таких как верхняя брыжеечная артерия и ее ветви [8]. <...> ЦЕЛЬ Изучить <...>