Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2013 Культурология Теория и история культуры Ильина Е.Л., соискатель СевероКавказского государственного института искусств ПРОБЛЕМА ЭТИКИ В НАУКЕ «Если та или иная эпоха не выдвигает мыслителей, способных заставить её повернуться лицом к проблемам этики, то в итоге снижается нравственность данной эпохи, а заодно и её способность решать возникающие проблемы» [1], – писал Альберт Швейцер в 20-е годы прошлого века, подчёркивая значение этической составляющей всякого социального процесса. <...> В истории развития человеческого общества, нравственные правила, имея определённый ритм актуализации, лишь в последние несколько столетий стали постепенно терять свой статус социального корректора поведения. <...> С древности и до XVI века в Европе научные знания были тесно связаны с религией – носительницей духовных устремлений и нравственных норм, или с духовными традициями, провозглашаемыми философскими школами и мыслителями. <...> В XVI веке труд Коперника «Об обращениях небесных сфер» положил начало секуляризации науки. <...> Пострадав от средневекового религиозного фанатизма и церковного догматизма, наука в XVII и особенно в XVIII – веке Просвещения окончательно разорвала эту связь, одновременно лишив себя христианских духовно-моральных приоритетов. <...> Духовные запросы человека перестали быть доминантой в науке. <...> С этого времени наука, получив светский характер, постепенно стала занимать сугубо материалистические позиции. <...> Необходимость решать формирующейся буржуазии жизненно важные вопросы, обратило её внимание на науку. <...> На пороге индустриализации этот класс обнаружил в науке возможность увеличивать прибыли за счёт технических нововведений. <...> «Новые успехи техники несли с собой дым, копоть, неряшливость и уродство, какие не могла бы породить ни одна из прежних цивилизаций» [2], – характеризовал Д.Бернал <...> Науки, изучающие природу, имели все возможности для развития, науки о человеке <...>