ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выходит с марта 1957 г.
УЧРЕДИТЕЛИ:
Союз писателей России
Российский Фонд Мира
Трудовой коллектив
журнала «Москва»
Издается при поддержке
ООО «Издательская группа ПРЕСС КОД»
4
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИЦИСТИКА
Ирина ОРЛОВА. <...> Сайт: www.chpk.ru; e-mail: marketing@chpk.ru
ISSN 0131–2332
© Журнал «Москва» № 4, 2010
ИРИНА ОРЛОВА
ЭТНИЗАЦИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ
Ирина Борисовна Орлова родилась в Ленинграде. <...> Переписанная «новая»
история в национальных республиках приобрела ярко выраженную этническую окраску, в связи с чем мы
говорим об этнизации исторического
знания, о сложившемся в 90-е годы
его специфическом ракурсе — этническом историзме, формирующем
историческое сознание у граждан
постсоветских государств, что имеет
далеко идущие социальные и политические последствия. <...> Историческое знание выполняет сервильные функции: оно обслуживает
интересы новых властных элит и посвоему понимаемые национальные
цели1. <...> Отмеченные особенности можно
проиллюстрировать конкретными примерами, характеризующими историческое знание в отдельных государствах. <...> Украина
Наибольшей радикализации историческое знание подверглось на
Украине2. <...> Специфика построения исторического знания, формируемого украинской учебной литературой, — в оттал-
ИРИНА ОРЛОВА
кивании от российской истории и в ее
тотальном отрицании. <...>
ЭТНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Характерной чертой современного исторического знания на Украине
стала тенденция подмены понятий
классовых, социальных, политических — на этнические. <...> 5
«Новое» историческое знание на
Украине не едино, приведенные трактовки вызывают там общественные
дискуссии, инициированные чаще не
учеными, а политиками. <...> Солидные журналы и газеты начали
публиковать рассказы о так называемых «украх», которые несколько тысяч лет назад дали название <...>
Москва_№4_2010.pdf
ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выходит с марта 1957 г.
УЧРЕДИТЕЛИ:
Союз писателей России
Российский Фонд Мира
Трудовой коллектив
журнала «Москва»
Издается при поддержке
ООО «Издательская группа ПРЕСС КОД»
4
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИЦИСТИКА
Ирина ОРЛОВА. Этнизация исторического знания ................................................... 3
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
Михаил ЖУТИКОВ. На заре этот миг отреченья. Стихи ...................................... 19
Сергей ДУРЫЛИН. Крестная. Рассказ .................................................................... 26
Олег ИГНАТЬЕВ. Отыщет сердце поле битвы. Стихи ........................................... 38
Борис АГЕЕВ. Хорошая пристань. Роман (окончание) .......................................... 46
Галина ЩЕРБОВА. Путешествие. Стихи ...............................................................129
Валентина КОСТОЧКО. Кипит пирамидальный шквал. Стихи ............................134
Илья КРИШТУЛ. Звонок на родину. Рассказы .....................................................139
Евгений ЭРАСТОВ. Повязанный сермяжною судьбой. Стихи ..............................150
КУЛЬТУРА
Юрий ГАЛКИН. Лестница в Небо. Эссе ...............................................................153
Светлана СЕМЕНОВА. Мир Чехова: философский абрис ....................................161
МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Виктор БАРАКОВ. Наше время. — Василий ДВОРЦОВ. Литературный рынок
и литературный процесс. — Галина РЫЖОВА. «Золотой витязь» на защите
экологии. — Глан ОНАНЯН. Благодатная купель .................................................180
Стр.1
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ
Евгений ЮШИН. Неутоленный русский путь. Стихи ...........................................194
Тамара ГОНЧАРОВА. Без вести пропавший. — Сафьяновые
ботинки. Рассказы .....................................................................................................198
Александр ОЛИН. Каждому свое дается время. Стихи .........................................204
Наталья СКАКУН. Косенькая. Рассказ ..................................................................207
Николай НЫРКОВ. В брусничном свете стынущей зари. Стихи ..........................216
ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ. Грех как норма и первородный грех .........224
Игорь ДРУЗЬ. Православие и геополитика .............................................................230
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ:
Б.П. АГЕЕВ, Ю.И. АРХИПОВ, В.В. ДВОРЦОВ, П.Н. КРАСНОВ, К.А. КРЫЛОВ,
В.А. КУЛЬЧИЦКИЙ, С.В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, М.М. ПОПОВ, М.В. РЕМИЗОВ,
В.Д. СОЛОВЕЙ, М.Д. ФИЛИН, А.И. ФУРСОВ, протоиерей А.ШАРГУНОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Л.И. БОРОДИН
Заместитель главного редактора А.Н. ПОЗИН (8-495-691-83-86)
И. о. ответственного секретаря О.И. КИРЕЕНКО (8-495-691-83-64)
Отдел поэзии и прозы Е.М. УСТИНОВА, Т.А. НЕРЕТИНА (8-495-691-68-01)
Отдел культуры К.А. КОКШЕНЕВА (8-495-691-68-01)
Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (8-495-691-68-01)
Председатель Совета издателей А.Ю. БЫКОВ
Исполнительный директор В.В. КОВАЛЕВ (8-495-691-83-91)
Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (8-495-691-83-84)
Заведующая редакцией А.С. СОЛОВЬЕВА (8-495-691-71-10)
Корректор О.И. ИВАНОВА
Технический редактор Е.Ю. ЕРОФЕЕВА
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года.
Рукописи, присланные по электронной почте, не рассматриваются. Материалы принимаются только
в распечатанном виде по адресу редакции. Журнал не публикует поэмы, либретто и сценарии.
Подписано в печать 25.03.10. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная.
Тираж 3450 экз. Заказ 3234.
Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
Подписные индексы: 73253 — каталог РОСПЕЧАТЬ, 15612 — «Пресса России», 45211 — каталог «МАП».
Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон 8-495-691-71-10. Факс 8-495-691-07-32.
Электронная версия журнала: www.moskvam.ru
e-mail: priem@moskvam.ru
Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат».
142300, г. Чехов Московской области. Факс 8 (49672) 6-25-36, 8 (499) 270-73-59. Телефон (многоканальный)
отдела продаж услуг: 8 (499) 270-73-59. Сайт: www.chpk.ru; e-mail: marketing@chpk.ru
ISSN 0131–2332
© Журнал «Москва» № 4, 2010
Стр.2
ИРИНА ОРЛОВА
Общей тенденцией, характерной
для постсоветского исторического
знания, является его резкая радикализация.
Переписанная «новая»
история в национальных республиках
приобрела ярко выраженную этническую
окраску, в связи с чем мы
говорим об этнизации исторического
знания, о сложившемся в 90-е годы
его специфическом ракурсе — этническом
историзме, формирующем
историческое сознание у граждан
постсоветских государств, что имеет
далеко идущие социальные и политические
последствия. Рассматриваемое
постсоветское историческое знание
выполняет сервильные функции:
оно обслуживает интересы новых
властных элит и по-своему понимаемые
национальные цели.
ЭТНИЗАЦИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ
Ирина Борисовна Орлова родилась
в Ленинграде. Окончила
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова.
Работает зав. отделом Института
социально-политических исследований
Российской академии
наук. Доктор философских наук,
профессор. Автор научных статей
и монографий.
Печаталась в журнале «Наш
современник», в «Литературной
газете».
Живет в Москве.
В журнале «Москва» публикуется
впервые.
Характерной особенностью государств,
появившихся на месте разрушенного
Советского Союза, является
написание ими «новой» истории, а
точнее, «новых» историй, «своих», отдельных
для каждого государства. Эти
истории в большинстве случаев утрачивают
общие черты. Они пересматривают
века совместного проживания,
по-иному расставляют акценты. Новая
идентичность строится на отрицании
общей советской идентичности, общих
завоеваний, горестей и побед.
Классовые, социальные, политические
факторы, действующие в
истории, отошли на задний план. На
первый план вышли факторы этнические.
Стало считаться, что только «национальный»
историк может создать
реальную историю своей страны. При
этом «национальный» трактуется как
«этнически свой».
ПУБЛИЦИСТИКА
«Новая» история призвана сплотить
нацию и укрепить государство.
Ничто не сплачивает нацию лучше,
чем наличие общего врага. Поскольку
новые государства получили независимость
так просто, буднично, без
борьбы, без чьего-либо сопротивления,
как вообще никогда не бывало в
истории, потребовались мифы о том,
что они вырвали свободу у притеснявшей
их России и русских, что их
собственная история, преодолевающая
«окраинный синдром», знатнее
Стр.3