Р. Г. Гагкуев
ВОЕННО-УЧЕБНАЯ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЕНЕРАЛА С. Л. <...> МАРКОВА
Сергей Леонидович Марков (1878–1918) сегодня известен, прежде всего, как
один из основоположников Белого движения на Юге России и создателей
Добровольческой армии. <...> Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Маркова, не
разразись летом 1914 г. мировая война. <...> К тому времени он был штатным
преподавателем
Николаевской
академии
Генерального
штаба,
Павловского
военного и Михайловского артиллерийского училищ, а его перу принадлежали
несколько учебников для военно-учебных заведений и работ по русской военной
истории. <...> Военно-учебная и военно-историческая деятельность Маркова началась по
окончании Русско-японской войны. <...> Молодой офицер, вернувшийся с фронта, стал
активно публиковаться в военной периодике. <...> По словам участника Русской
японской войны генерала А. И. Деникина, «маньчжурская неудача послужила для
большинства моральным толчком к пробуждению, в особенности среди молодежи. <...> Никогда еще, вероятно, военная мысль не работала так интенсивно, как в годы
после японской войны. <...> И среди этих «писавших» и «кричавших» был и возвратившийся
с фронта капитан Сергей Марков, начавший в скором времени и свою
преподавательскую деятельность. <...> С 1908 г. Марков читал курсы по тактике,
военной географии и русской военной истории в Павловском военном и
Михайловском артиллерийском училищах2. <...> С 1911 г., в возрасте 33 лет, Марков
начал работу штатным преподавателем в оконченной им семью годами ранее
Николаевской академии Генерального штаба, где читал курс истории военного
искусства. <...> Одно из таких свидетельств относится к
преподаванию
курса
военной
географии,
занимавшего
в
военно-учебной
деятельности Маркова одно из ведущих мест. <...> «Юнкера Павловского военного
училища, готовящиеся стать офицерами, естественно, обращали большее внимание
на такие предметы, как тактика, фортификация, артиллерия, чем на военную
историю и географию, особенно <...>