И.М. Сеченова «ЛЕКАРСТВЕННЫЙ АРЗАМАССКИЙ ТРАВНИК» Н.В. ГОГОЛЯ Долгое время вопрос о происхождении «Лекарственного Арзамас<с>кого травника» [1] оставался открытым. <...> Однако «Лекарственный Арзамас<с>кий травник» – извлечения, выписки Н.В. Гоголя из «Дневных записок путешествия…» (раздел «О врачебных средствах простолюдинов») И.И. Лепехина [3] и «Изображения растений …» <...> Сравнение текстов «Лекарственного Арзамас<с>кого травника» Н.В. Гоголя и «Дневных записок путешествия…» <...> И.И. Лепехина «Лекарственный Арзамас<с>кий травник» [1] Плакун-трава /Lythrum Salicaria/ заставляет плакать нечистых духов, выгоняет домовых кикимор, открывает приступ к заклятому кладу. <...> Корень ея, сварив в меду золотник и выпив, избавится человек от всякой нечисти, которую вынесет верхом и низом. <...> Уваром ее промываются скоту все раны и истребляются в них черви то<…> что Чемерица. <...> Плакуном ее называют для того, что она заставляет плакать нечистых духов. <...> и открыть приступ к заклятому кладу, которой нечистые стерегут духи … (с. <...> <…> Когда ея уваром по зорям будешь омывать паршивый скот, то не только сгонишь паршь, но и умертвишь размножающихся в ранках червячков (с. <...> Листами полезен ранам всем без изъятия, а корешком роженицам после родов, ослабевающим от течения крови. <...> Чемерица служит наружным лекарством скоту, а Дягиль (Angelica sylvestris) внутренним ему же (с. <...> Жабрей (Antirrhinum Linaria) <…> единственное средство к поправлению мужеской слабости (с. <...> Листы попутника (Plantago latifolia) пригодны ко всяким ранам без изъятия; а корешок роженицам после родов, когда от течения кровей ослабевают (с. <...> Свежий сок его принимают чарочною мерою одержимые лихорадкою и от того исцеляются. <...> Молочай трава, которую иначе одуванчиками называют (Leontodon Teraxacum), за известное средство почитается как к разбитию спершагося молока в грудях у рожениц, так и для приумножения онаго в случае недостатку (с. <...> Но не один тот по истинне безвредной молочай принимают Арзамаские немоществующие: есть и другой, который <...>