Актуальные проблемы современной науки, № 2, 2013 Семенова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного гуманитарного университета им. <...> М.А. Шолохова «СХЕМА ТЕЛА» И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Двигательная деятельность человека чрезвычайно разнообразна, ответом на неожиданно возникающие ситуации должны быть действия, адекватные требованиям пространства и времени. <...> Всякое целесообразное действие представляет собой решение некоторой задачи, имеющей смысл для выполняющего его человека. <...> Без предвидения данное действие не может начаться, без памяти не может закончиться, без оценки и контроля не может быть эффективным (Н.А.Бенрнштейн, Н.Д.Гордеева, Р.П.Зинченко и др.) <...> . Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в основе регуляции позы и движений лежит некая центральная организация, которая в физиологии движений называется «Схемой тела» и имеет фундаментальное значение в управлении движениями. <...> Большая советская энциклопедия определяет данное понятие как отражение в сознании человека образа собственного тела (его контуров, размеров, границ, соотносительного положения частей тела, а также одежды, обуви и привычных предметов и средств деятельности). <...> Необходимо уточнить, что это не просто калька своего тела, а сложная распределенная система, элементы которой имеются на разных уровнях центральной нервной системы. <...> Понятие «Схема тела» введено в 1911 году Хэдом (Head H.), который рассматривает его как систему, преобразующую сигналы рецепторов в информацию, пригодную для использования организмом, как в задачах восприятия, так и для планирования движений. <...> По мнению Мерло Понти, схема тела является не суммой следов привычных проприоцептивных ощущений, а законом, по которому они формируются. <...> То есть, сама проприоцепция – ощущение положения частей тела относительно друг друга – формируется на основе схемы тела. <...> Таким образом, в течение жизни человека <...>