Актуальные проблемы современной науки, № 1, 2013 Батчаева Н.А., кандидат педагогических наук (Московский государственный институт музыки им. <...> А.Г. Шнитке) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В ПЕДАГОГИКЕ Исследование многих проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное значение изучаемого. <...> Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения её связей с другими науками. <...> Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, ещё на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. <...> В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. <...> Исходное значение для педагогики имеет философское знание. <...> Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. <...> Связь педагогики с философией наиболее длительна и продуктивна, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили её методологическим основанием. <...> У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы формирования мировоззрения; проблемы и цели воспитания; взаимосвязь коллектива и личности; гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности и т.д. <...> Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. <...> Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). <...> Наибольшее значение для педагога имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических <...>