Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии УДК 621.66-762 Э.Г. КУЗНЕЦОВ, Л.А. САВИН ИССЛЕДОВАНИЕ РАСХОДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОРЦЕВОГО ЗАТВОРНОГО ИМПУЛЬСНОГО УПЛОТНЕНИЯ Приведено описание созданного экспериментального стенда и методики для испытаний нового газозатворного импульсного уплотнения. <...> Определено дальнейшее направление исследований этого вида уплотнений. <...> Ключевые слова: газозатворное уплотнение, торцевой зазор, расходная характеристика, математическая модель, проектирование, экспериментальный стенд. <...> Обеспечение надежности и герметичности роторных машин является одной из важнейших задач современного машиностроения, особенно в связи с возросшими требованиями по защите окружающей среды и улучшению экологической обстановки в мире. <...> Однако, современная технология требует одновременного увеличения давлений и подач различных жидкостей и газов, поэтому при проектировании насосных и компрессорных агрегатов возникает задача создания эффективного концевого уплотнения вала, обладающего значительной величиной ресурса. <...> Целью данной работы являются экспериментальные исследования нового типа уплотнений – газозатворного импульсного уплотнения. <...> Перечисленным требованиям удовлетворяют уплотнения, сочетающие газостатические и газодинамические эффекты, создаваемые с помощью специально спрофилированных камер на торцовой поверхности одного из колец. <...> В литературе [1] описано торцовое бесконтактное уплотнение с импульсным уравновешиванием аксиально подвижного кольца. <...> Во время работы этого уплотнения в торцовый зазор с помощью особых питателей подается уплотняемая среда, которая, накапливаясь в специальных камерах и дросселируясь в атмосферу, выполняет роль разделительной смазочной пленки толщиной в несколько микрон. <...> Толщина этой пленки зависит от частоты вращения ротора и величины уплотняемого давления. <...> При расчете уплотнения в первом приближении принимается <...>