Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01040161.htm
Глинка, Михаил Иванович - гениальный композитор, основатель национальной русской
музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии),
имении отца. Едва ребенка отняли от матери, как его взяла на свое попечение крутая и властная бабушка
(по отцу), гроза крепостных и своих близких. Отец его (капитан в отставке), неглупый и довольно
образованный человек, хлебосольный барин, женившийся на своей соседке и дальней родственнице,
которую увез тайком, весь был погружен в устройство своего английского парка, прием и увеселение
родных и соседей. Умная и воспитанная мать Михаила Ивановича была устранена свекровью от
воспитания сына, да и не могла уделять ему много времени. Слабый ребенок рос нервным и
золотушным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою ("мимозой", по собственной
характеристике Глинки). Несмотря на неблагоприятную, полуобломовскую, полускотининскую
обстановку, которой окружила его бабушка, ребенок выучился читать чрезвычайно рано, но
музыкальные способности его еще дремали. К счастью для мальчика, воспитание, грозившее превратить
его в жалкого, изнеженного недоросля, было прервано смертью бабушки. Ребенку минуло уже 6 лет,
когда он снова перешел в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы
прежнего. К этому времени подросла сестра Глинки, ставшая теперь любимой подругой его игр, и его
начали учить более серьезно: выписали француженку, дали учителя рисования, а рассказы одного соседародственника
пристрастили к чтению путешествий и географии. Первым пробуждением музыкальных
наклонностей Глинка был обязан небольшому домашнему крепостному оркестру и такому же оркестру
дяди. 10 - 11 лет от роду он впервые испытал "непостижимое, новое и восхитительное впечатление" от
одного из квартетов известного в то время шведского кларнетиста Крузеля (для кларнета, скрипки, альта
и баса), исполненного дворовыми артистами и погрузившего мальчика "в неизъяснимое томительносладкое
состояние". Оркестр дяди стал для него "источником самых живых восторгов". Особенно любил
Глинка русские песни, переложенные для двойного духового квартета. Около этого времени в
Новоспасское выписали из Петербурга новую гувернантку, питомицу Смольного института из русских
немок, которая стала учить мальчика не только языкам и географии, но и игре на фортепиано. Скоро
Глинка уже стал разбирать увертюры Крейцера и Мегюля, сонаты и пьесы Штейбельта, обучаясь в то же
время и скрипичной игре у одного из крепостных музыкантов своего дяди. На 13 году Глинка был
отвезен в Петербург, где его поместили в новооткрытый благородный пансион при главном
педагогическом институте. Профессорами Глинки были здесь известные в свое время педагоги Раупах ,
Арсеньев , Куницын и Галич . Образование здесь давалось пестрое, весьма поверхностное и не
систематическое. Недостаточность пансионского преподавания живо чувствовалась Глинкой, писавшим
родителям, что ученье в пансионе "довольно плохо". Случайно и поверхностно было и музыкальное
образование Глинки. Он брал уроки у петербургских пианистов (знаменитого Фильда, давшего Глинке
всего 3 урока, его ученика Омана, Цейнера, с которым Глинка начал учиться также элементарной теории,
и Карла или Шарля Мейера) и скрипачей (вроде концертмейстера Бема , не обладавшего педагогическим
даром). У итальянца Тоди Глинка начал учиться и пению. Об успехах Глинки в фортепианной игре
свидетельствует исполнение им на выпускном экзамене модного в то время А-мольного концерта
Гуммеля. Рядом с более правильными музыкальными занятиями шли и музыкальные знакомства и
музицирование с разными светскими любителями (Гемпелем, В.П. Энгельгардтом , дядей И.А. Глинкой
и др.), а изредка и каким-нибудь заезжим виртуозом вроде Гуммеля. Увлекался он и оперой, имевшей в
те времена довольно разнообразный репертуар ("Водовоз" Керубини, "Иосиф" Мегюля, "Жоконд"
Изуара, "Красная Шапочка" Буальдьё). Первое сердечное увлечение одной музыкальной знакомой,
игравшей на арфе и обладавшей "прелестным сопрано", дало толчок к первым опытам сочинения
(вариации для фортепиано на тему Вейгля из оперы "Швейцарское семейство", вариации для арфы или
фортепиано на тему Моцарта, вальс для фортепиано). С гармонией или "генерал-басом" Глинка тогда
еще не был знаком, и его первые произведения имели безличный и чисто дилетантский характер. По
выходе из пансиона в 1822 г. Глинка не имел достаточно времени и сил, чтобы спокойно работать над
развитием своего дарования. Поездки в деревню, на Кавказ (для лечения) и обратно в Петербург (1823);
служба в Министерстве Путей сообщения (1824 - 28), светские знакомства отвлекали его от настоящего
призвания, не давая сосредоточиться. Занятиям с крепостным оркестром дяди Глинка обязан своими
практическими знаниями инструментовки. Глинка продолжал пробовать себя в разных родах сочинения
(камерные и оркестровые пьесы, романсы, вокальные ансамбли), но не мог удовлетвориться этими
попытками. Ему не хватало техники, и он стал брать уроки у некоего Цамбони (1828), но без особой
пользы. Весною 1830 г. сильно расстроенное здоровье заставило Глинку выехать для лечения в
Германию и Италию. В промежутках между поездками, во время остановок в городах, возобновлялись
музыкальные занятия, опыты в сочинении, неудачные попытки брать уроки теории (например, у
миланского теоретика Базили), изредка завязывались мимолетные музыкальные знакомства (с
Стр.1