Т.А. Шестакова
Гимнастика: стретчинг
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)»
для бакалавров факультета естественных наук, физической культуры и
туризма, преподавателей, учителей физической культуры, педагогов по
физическому воспитанию в ДОУ
Тула-2011
Борисова В.В., Шестакова Т.А. <...> Гимнастика: стретчинг: Учеб.-метод. пособие
по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)» для бакалавров факультета
естественных наук, физической культуры и туризма, преподавателей, учителей
физической культуры, педагогов по физическому воспитанию в ДОУ/ В. В.
Борисова. <...> Учебно-методическое пособие предназначено бакалаврам факультета
естественных наук, физической культуры и туризма, преподавателям, учителям
физической культуры, педагогам по физическому воспитанию в ДОУ, а также
может быть полезно специалистам в области физического воспитания. <...> В
системе
фитнес-аэробики
адаптивной
физической
культуры
он
преимущественно обеспечивает развитие гибкости и подвижности в суставах. <...> Более того, при
занятиях этим видом в большинстве случаев люди механически выполняют
движения, в результате многие совершают ошибки и получают серьезные
травмы, обусловленные сильной растяжкой, неправильной позой тела и
позицией частей тела, выполняющих упражнение или (и) непониманием того,
как функционирует организм в зависимости от условий его нахождения и
характера движений и напряжения. <...> Содержит описание всех основных зон и групп мышц тела человека, что
позволяет преподавателям (бакалаврам) последовательно в определенном
алгоритме и успешно проводить занятия с дошкольниками по освоению
элементов стретчинга. <...> Гибкость означает наличие свободы движений в позвоночнике и
суставах, которая достигается специально подобранными упражнениями на
растягивание (растяжку) с учетом типов конституции (анатомофизиологических особенностей) человека <...>
Гимнастика_стретчинг._Учебно-методическое_пособие.pdf
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
В.В. Борисова
Т.А. Шестакова
Гимнастика: стретчинг
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)»
для бакалавров факультета естественных наук, физической культуры и
туризма, преподавателей, учителей физической культуры, педагогов по
физическому воспитанию в ДОУ
Тула-2011
Стр.1
Борисова В.В., Шестакова Т.А. Гимнастика: стретчинг: Учеб.-метод. пособие
по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)» для бакалавров факультета
естественных наук, физической культуры и туризма, преподавателей, учителей
физической культуры, педагогов по физическому воспитанию в ДОУ/ В. В.
Борисова.– Тула: 2011.
В учебно-методическом пособии раскрывается роль стретчинга как средства
физического воспитания дошкольников, школьников, студентов. Дается
классификация форм и средств, примерная структура урока и
последовательность упражнений. Приведен большой каталог упражнений
различной направленности.
Учебно-методическое пособие предназначено бакалаврам факультета
естественных наук, физической культуры и туризма, преподавателям, учителям
физической культуры, педагогам по физическому воспитанию в ДОУ, а также
может быть полезно специалистам в области физического воспитания.
Стр.2
Введение
К одной из тщательно разработанных фитнес-систем, получивших
широкое распространение в европейских и российских клубах спортивнооздоровительных
секциях относится стретчинг-гимнастика.
Стретчинг (stretching) - с англ. тянуть, растягивать, вытягивать. В
системе фитнес-аэробики адаптивной физической
культуры он
преимущественно обеспечивает развитие гибкости и подвижности в суставах.
Вместе с тем следует отметить особую роль стретчинга в развитии
многогранных координационных способностей (ловкости), в частности,
статических и статокинетических упражнениях, статической силы (мышц
нижних конечностей) и выносливости. Заметно ее регулирующее влияние на
дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Особо следует отметить избирательно-управляющее воздействие
стретчинга на функции, прежде всего, нервной и опорно-двигательной систем,
что является определяющее важным условием, конструирующим осанку и
физическое развитие детей.
Стретчингу посвящено большое количество литературы. Однако во
многих источниках в недостаточно полно освещены теоретико-методические
основы занятий с детскими коллективами. Основной же недостаток, на наш
взгляд, заключается в слабом научном медико-педагогическом обосновании
использовании данного вида физической активности, исходя из специфики его
воздействия на организм детей и подростков разного пода и физической
подготовленности.
Отсутствующая всеобъемлющая информация по этим аспектам не
позволяет сделать стретчинг по-настоящему эффективным. Более того, при
занятиях этим видом в большинстве случаев люди механически выполняют
движения, в результате многие совершают ошибки и получают серьезные
травмы, обусловленные сильной растяжкой, неправильной позой тела и
позицией частей тела, выполняющих упражнение или (и) непониманием того,
как функционирует организм в зависимости от условий его нахождения и
характера движений и напряжения.
Эффективность подготовки высококвалифицированных специалистов
(бакалавров) в учебных заведениях во многом зависит от наличия современной
учебной и научно-методической литературы, которая на сегодняшний день
имеется в весьма ограниченном количестве..
С учетом изложенного авторы пришли к выводу о необходимости
восполнить существующий пробел в этой области и с медико-педагогических
позиций обосновать предлагаемый курс стретчинга для бакалавров
педагогического образования по профилю физической культуры для
дошкольных образовательных учреждений.
Стр.3