В. В. Борисова
ГИМНАСТИКА:
ОСНОВЫ
ХОРЕОГРАФИИ
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)»
для бакалавров факультета естественных наук, физической культуры и туризма, преподавателей, учителей физической культуры, педагогов по физическому воспитанию в ДОУ
Тула
2011
1
Рецензент:
доктор биологических наук, профессор О. П. Панфилов
(Тульский государственный педагогический университет
им. <...> Гимнастика: основы хореографии: Учеб.-метод. пособие по
дисциплине
«Физическая
культура
(гимнастика)»
для бакалавров факультета естественных наук, физической культуры и туризма, преподавателей, учителей физической культуры, педагогов
по
физическому
воспитанию
в
ДОУ/ <...> В учебно-методическом пособии подробно рассматриваются вопросы хореографической подготовки будущих бакалавров физической культуры, педагогов по физическому воспитанию в ДОУ. <...> Дается классификация средств хореографии, раскрываются теоретико-методические
особенности содержания и обучения упражнениям классического экзерсиса, танцевальным и ритмическим упражнениям, описывается методика
использования музыки в процессе занятий физическими упражнениями. <...> Работа содержит обширный практический материал для различных видов
занятий: танцевальные упражнения, музыкальные игры, движения свободной пластики и др. <...> От умения преподавателя проводить различные виды
упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание школьников к выразительным,
точным и красивым движениям зависит достижение цели по физическому совершенствованию подрастающего поколения. <...> В настоящее время возникла необходимость в подготовке бакалавров физической культуры, обладающих высоким мастерством при показе
и объяснении сложнокоординационных упражнений, широким диапазоном умений и навыков проведения общеразвивающих упражнений, подвижных <...>
Гимнастика___Основы_хореографии._Учебно-методическое_пособие_(1).pdf
Рис. 1. Классификация средств хореографии,
применяемых на занятиях по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)»
Стр.1
Таблица 1
Основные положения и движения руками
№
п/п
I
Положения кисти:
кончик большого пальца у второй фаланги
третьего пальца, остальные – свободно
в округлом положении
Позиции рук:
а) подготовительное положение рук,
служащее исходным положением. В этом
положении руки опущены вниз, локти
слегка согнуты и обращены в стороны,
ладони вверх;
б) 1-я–позиция – руки впереди на высоте
диафрагмы, ладони обращены к туловищу,
локти округлены и обращены в
стороны, плечи опущены, пальцы одной
руки на расстоянии 5–10 см от пальцев
другой;
Содержание
упражнения
Рисунок
ПОЛОЖЕНИЯ РУК
1.Освоить положения кистей
рук.
2. Изучить позиции рук, начиная
с первой.
3. Выполнить упражнения на
фиксацию рук в каждой позиции
под музыку.
4. Выполнить фиксацию рук в
комбинированных позициях.
5. То же под музыку.
6. Выполнить движения руками
по позициям под счет.
Во всех позициях
учащимся
следует кисти
рук держать
легко, без
напряжения.
Средний палец
приближен
к первому
пальцу.
Последовательность
обучения
Методические
указания
Стр.2
№
п/п
Содержание
упражнения
в) 2-я позиция – округленные руки разведены
в стороны и находятся несколько
ниже плеч и немного впереди туловища,
локти по сравнению с 1-й позицией несколько
выпрямлены и обращены назад,
ладони обращены друг к другу;
г) 3-я позиция – руки вверху (в поле
зрения), кисти и локти находятся несколько
впереди лица и обращены в
стороны, ладони вниз.
Комбинированные положения рук:
а) правая рука в I позиции, левая в III
позиции. Голова прямо;
б) правая рука во II позиции, левая в III
позиции, смотреть вправо;
в) правая рука во II позиции, левая в I
позиции, голова прямо
9. Выполнить примерную комбинацию
– переход из второй
позиции в подготовительное
положение.
Позиции 1, 2 и
3 могут выполняться
в
противоположные
стороны.
Рисунок
Последовательность
обучения
7.
То же под музыку в медленном
темпе.
Методические
указания
Первое время в
каждой позиции
рук делается
остановка.
8. То же, но увеличивая темп.
Постепенно
паузы укорачивают,
и движения
начинают
выполнять
слитно.
.
Стр.3
№
п/п
II
Содержание
упражнения
Рисунок
Последовательность
обучения
ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК
Движения руками по позициям:
И. п. – подготовительное положение
1. – I позиция
2. – III позиция
3. – II позиция
4. – подготовительная позиция
Переход из II-й позиции в подготовительное
положение. 8 тактов 4/4:
И.п. – III позиция, левая впереди, руки
в подготовительном положении, голова
налево.
Вступительные аккорды. Пауза.
1 такт: 1-4 – руки в I позиции
2 такт: 1-4 – пауза
3 такт: 1-4 – руки во II позиции
4 такт: 1-4 – пауза
1. Освоение этих упражнений
начинать с изучения движения
одной рукой, стоя боком к
станку.
В исходном
положении в 3
позиции ног
голова должна
быть повернута
в сторону
ноги, стоящей
впереди.
Методические
указания
2. При выполнении упражнений
стоя боком к станку, рекомендуется
перед началом выполнения
движений ногами, выполнить
подготовительное
упражнение рукой обычно на
четыре счета вступления.
По мере освоения
упражнений
для рук их
усложняют,
соединяя c
движениями
туловища.
Стр.4