Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ УДК 532.5.031:539.375 Б.Э. РУСТАМОВ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕЩИНОВИДНЫХ ПОЛОСТЕЙ, ВНУТРИ КОТОРЫХ ТЕЧЕТ ГАЗ Рассматривается плоская стационарная задача аэроупругости для горящего деформируемого топлива, ослабленного произвольно размещенными трещиновидными полостями, поверхности которых горят. <...> Считается, что на частицы топлива действуют объемные силы. <...> Получено решение задачи о развитии трещиновидных полостей с концевыми зонами предразрушения. <...> Ключевые слова: горящая среда, трещиновидные полости, силы сцепления, объемные силы, течение газа. <...> Потребности современной оборонной техники, в частности установок на твердом топливе и ствольных артиллерийских систем, с постоянно возрастающими и усложняющими требованиями к эффективности, надежности и прочности проектируемых систем приводят к совершенствованию способов моделирования и разработки новых методов расчета, наиболее полно и адекватно учитывающих механические свойства реальных материалов. <...> При работе двигателей на твердом топливе иногда происходит выход на нерасчетный режим 1 , который приводит к взрыву. <...> Наиболее вероятная причина этого явления заключается в том, что в топливе имелись недопустимо большие трещиноподобные полости, возникшие, как правило, при технологическом процессе. <...> В связи с этим возникает потребность в исследовании развития трещиноподобных полостей, внутри которых в результате горения повышается давления газа. <...> ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Для повышения безопасной работы двигателя на траектории рассмотрим локальное разрушение среды, ослабленной системой произвольно размещенных трещиновидных полостей, поверхности которых горят. <...> Принято, что трещиновидные полости имеют концевые зоны со связями между берегами. <...> Считается, что все реагенты топлива равномерно распределены в твердой фазе, а продукты сгорания газообразны. <...> Используется модель <...>