Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УДК 531.383 В.Я. РАСПОПОВ, В.В. МАТВЕЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ПО КРЕНУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Рассматривается задача ориентации вращающегося по крену летательного аппарата. <...> Измерение угловой скорости крена осуществляется парой акселерометров. <...> Приводится схема расщепленного алгоритма работы системы ориентации. <...> Ключевые слова: вращающийся по крену летательный аппарат, микромеханический гироскоп, акселерометр, система ориентации. <...> ВВЕДЕНИЕ В настоящее время существует потребность в недорогих малогабаритных системах ориентации для высокодинамичных летательных аппаратов (ЛА), совершающих вращение относительно продольной оси с частотой до 20 Гц и временем полета до 2 мин [1]. <...> В отличие от классической, система ориентации вращающегося по крену ЛА, должна вырабатывать четыре параметра ориентации: традиционные углы рыскания и тангажа, а также тригонометрические функции синуса и косинуса угла крена. <...> Использование двух последних параметров вместо обычного угла крена объясняется тем, что при вращении ЛА с высокой частой, угол крена представляет собой неограниченно возрастающую функцию времени, которую без предварительной обработки затруднительно использовать для решения задач управления [2]. <...> Появление нового класса инерциальных чувствительных элементов – микромеханических гироскопов (ММГ) и акселерометров (ММА) открывают заманчивую перспективу создания малогабаритных, недорогих систем ориентации и навигации. <...> ММГ и ММА, выполненные с использованием технологии микроэлектронной промышленности представляют собой миниатюрные и дешевые чувствительные элементы невысокой точности [3]. <...> Системы ориентации на ММГ и ММА такого класса ЛА могут применяться как штатные устройства для решения задач угловой стабилизации и управления ЛА, либо как информационные системы параметров <...>