С. Глаголь (С. С. Голоушев)
Декабрьские картинные выставки в Москве
(Конкурс в обществе любит[елей] художеств,
периодическая выставка
и ученическая в школе живописи)
Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века.
М., "Художественная литература", 1977
OCR Бычков М. Н.
Первою по времени в залах Общества любителей художеств была выставка картин,
представленных на очередной, декабрьский конкурс Общества. Премии, объявленные Обществом в
текущем году, были очень невелики и немногочисленны. Всего было три премии. Одна за жанр в 250
рублей, одна за пейзаж в 150 рублей и одна за портрет в 225 рублей. Благодаря этому, а также ввиду
недовольства прошлогодним конкурсом на конкурс нынешнего года представлено было очень немного
картин, да и в числе их не было ни одной такой сильной вещи, как, например, "Тишь" г. Левитана,
бывшая на конкурсе 2 года назад. Из жанровых картин обращали на себя внимание только 3 картины.
Первая (получившая премию) изображает "Семью" машиниста или зажиточного рабочего на даче в саду
после скромного завтрака или обеда и принадлежит кисти г. Касаткина. Отец держит на коленях спящего
грудного ребенка и задумчиво смотрит ему в личико. В картине есть настроение, и чувствуется, что эти
люди тихо отдыхают после труда, но в лицах мало экспрессии. Чувствуется, что оба, и муж и жена, на
картине позируют и думают больше всего о том, что сидеть перед художником изо дня в день по
несколько часов и неподвижно смотреть в одну точку ужасно тяжело и скучно... Смотря на их лица,
трудно сказать, грустно ли у них на душе или, напротив, они радостно думают, как сынишка вырастет и
как они будут на него радоваться. Это дало даже повод одному юмористу сострить, что они просто съели
очень скудный обед и думают, не съесть ли им затем и ребенка. Другой недостаток картины -- какая-то
условная чернота тона на фоне фигур, но эти недостатки обличают в художнике лишь некоторую
неопытность и недодуманность, и в то же время картина обладает и многими большими достоинствами,
которые справедливо заставили жюри признать ее достойной первой и единственной премии за жанр.
Волею судеб конкурс Общества любителей художеств приобретает все более и более ученический
характер, так как художники, создавшие себе некоторое имя, считают неприличным являться на конкурс
и оспаривать премию у менее выдвинувшейся молодежи. Но в ученической вещи вы всегда и прежде
всего ищете не мастерства, а изучения натуры и любви к своему делу... И в этом отношении картина г.
Касаткина производит особенно приятное впечатление. В ней видна долгая и усидчивая работа; все в
картине строго выслежено и внимательно написано, и если есть погрешности (например, слабо
нарисованная пога отца, плоское лицо ребенка и т. п.), то вы все время чувствуете, что художник сделал
это не по небрежности или недосмотру, а просто потому, что он не вполне еще овладел своей кистью и,
сравнивая "Семью" хотя бы с картинкой, представленной художником на конкурс 2 года тому назад и
висящей тут же в залах Общества в качестве членского взноса (зимний пейзаж, мальчик с ведрами и
собака), приходится поздравить художника с громадным шагом вперед.
Другая картина, обращавшая на себя внимание, изображает богадельню и трех старух,
слушающих занимательный рассказ одной из своих товарок. В лицах есть несомненная и хорошо
схваченная экспрессия, а голова средней старухи написана прекрасно, но этим все и ограничивается.
Рисунок во многих местах заметно слаб, под кофтами старух не чувствуется спины живого человека, и
главное, что бросается в глаза -- это какой-то шаблонно-международный характер всей картины. Смотря
на нее, не можешь себе дать отчета, происходит ли дело в России, в Англии или Германии.
Третья картина, "Обед рабочих мостильщиков", была бы очень недурна, если бы не портила ее
охристость общего колорита, а в лицах была бы хоть какая-нибудь экспрессия.
О прочих картинах жанра почти нечего сказать, ибо ни одна из них не пошла дальше совершенно
детской живописи.
Не богаче была и область пейзажа. За исключением "Ночи" г. Досекина, получившей премию, и
Стр.1