Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Декабрьские картинные выставки в Москве

0   0
Первый авторГлаголь Сергей
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID4919
АннотацияВ сокращении
Кому рекомендованоКритика
Глаголь, С. Декабрьские картинные выставки в Москве : Статья / С. Глаголь .— : [Б.и.], 1892 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4919 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Глаголь (С. С. Голоушев) Декабрьские картинные выставки в Москве (Конкурс в обществе любит[елей] художеств, периодическая выставка и ученическая в школе живописи) Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. <...> Первою по времени в залах Общества любителей художеств была выставка картин, представленных на очередной, декабрьский конкурс Общества. <...> Одна за жанр в 250 рублей, одна за пейзаж в 150 рублей и одна за портрет в 225 рублей. <...> Благодаря этому, а также ввиду недовольства прошлогодним конкурсом на конкурс нынешнего года представлено было очень немного картин, да и в числе их не было ни одной такой сильной вещи, как, например, "Тишь" г. Левитана, бывшая на конкурсе 2 года назад. <...> Из жанровых картин обращали на себя внимание только 3 картины. <...> Первая (получившая премию) изображает "Семью" машиниста или зажиточного рабочего на даче в саду после скромного завтрака или обеда и принадлежит кисти г. Касаткина. <...> Чувствуется, что оба, и муж и жена, на картине позируют и думают больше всего о том, что сидеть перед художником изо дня в день по несколько часов и неподвижно смотреть в одну точку ужасно тяжело и скучно... <...> Это дало даже повод одному юмористу сострить, что они просто съели очень скудный обед и думают, не съесть ли им затем и ребенка. <...> Другой недостаток картины -- какая-то условная чернота тона на фоне фигур, но эти недостатки обличают в художнике лишь некоторую неопытность и недодуманность, и в то же время картина обладает и многими большими достоинствами, которые справедливо заставили жюри признать ее достойной первой и единственной премии за жанр. <...> Волею судеб конкурс Общества любителей художеств приобретает все более и более ученический характер, так как художники, создавшие себе некоторое имя, считают неприличным являться на конкурс и оспаривать премию у менее выдвинувшейся молодежи. <...> И в этом отношении картина г. Касаткина производит особенно приятное впечатление. <...> В ней <...>
Декабрьские_картинные_выставки_в_Москве.pdf
С. Глаголь (С. С. Голоушев) Декабрьские картинные выставки в Москве (Конкурс в обществе любит[елей] художеств, периодическая выставка и ученическая в школе живописи) Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. М., "Художественная литература", 1977 OCR Бычков М. Н. Первою по времени в залах Общества любителей художеств была выставка картин, представленных на очередной, декабрьский конкурс Общества. Премии, объявленные Обществом в текущем году, были очень невелики и немногочисленны. Всего было три премии. Одна за жанр в 250 рублей, одна за пейзаж в 150 рублей и одна за портрет в 225 рублей. Благодаря этому, а также ввиду недовольства прошлогодним конкурсом на конкурс нынешнего года представлено было очень немного картин, да и в числе их не было ни одной такой сильной вещи, как, например, "Тишь" г. Левитана, бывшая на конкурсе 2 года назад. Из жанровых картин обращали на себя внимание только 3 картины. Первая (получившая премию) изображает "Семью" машиниста или зажиточного рабочего на даче в саду после скромного завтрака или обеда и принадлежит кисти г. Касаткина. Отец держит на коленях спящего грудного ребенка и задумчиво смотрит ему в личико. В картине есть настроение, и чувствуется, что эти люди тихо отдыхают после труда, но в лицах мало экспрессии. Чувствуется, что оба, и муж и жена, на картине позируют и думают больше всего о том, что сидеть перед художником изо дня в день по несколько часов и неподвижно смотреть в одну точку ужасно тяжело и скучно... Смотря на их лица, трудно сказать, грустно ли у них на душе или, напротив, они радостно думают, как сынишка вырастет и как они будут на него радоваться. Это дало даже повод одному юмористу сострить, что они просто съели очень скудный обед и думают, не съесть ли им затем и ребенка. Другой недостаток картины -- какая-то условная чернота тона на фоне фигур, но эти недостатки обличают в художнике лишь некоторую неопытность и недодуманность, и в то же время картина обладает и многими большими достоинствами, которые справедливо заставили жюри признать ее достойной первой и единственной премии за жанр. Волею судеб конкурс Общества любителей художеств приобретает все более и более ученический характер, так как художники, создавшие себе некоторое имя, считают неприличным являться на конкурс и оспаривать премию у менее выдвинувшейся молодежи. Но в ученической вещи вы всегда и прежде всего ищете не мастерства, а изучения натуры и любви к своему делу... И в этом отношении картина г. Касаткина производит особенно приятное впечатление. В ней видна долгая и усидчивая работа; все в картине строго выслежено и внимательно написано, и если есть погрешности (например, слабо нарисованная пога отца, плоское лицо ребенка и т. п.), то вы все время чувствуете, что художник сделал это не по небрежности или недосмотру, а просто потому, что он не вполне еще овладел своей кистью и, сравнивая "Семью" хотя бы с картинкой, представленной художником на конкурс 2 года тому назад и висящей тут же в залах Общества в качестве членского взноса (зимний пейзаж, мальчик с ведрами и собака), приходится поздравить художника с громадным шагом вперед. Другая картина, обращавшая на себя внимание, изображает богадельню и трех старух, слушающих занимательный рассказ одной из своих товарок. В лицах есть несомненная и хорошо схваченная экспрессия, а голова средней старухи написана прекрасно, но этим все и ограничивается. Рисунок во многих местах заметно слаб, под кофтами старух не чувствуется спины живого человека, и главное, что бросается в глаза -- это какой-то шаблонно-международный характер всей картины. Смотря на нее, не можешь себе дать отчета, происходит ли дело в России, в Англии или Германии. Третья картина, "Обед рабочих мостильщиков", была бы очень недурна, если бы не портила ее охристость общего колорита, а в лицах была бы хоть какая-нибудь экспрессия. О прочих картинах жанра почти нечего сказать, ибо ни одна из них не пошла дальше совершенно детской живописи. Не богаче была и область пейзажа. За исключением "Ночи" г. Досекина, получившей премию, и
Стр.1