Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 485530)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Весенние художественные выставки в Москве

0   0
Первый авторГлаголь Сергей
Страниц3
ID4918
АннотацияВ сокращении
Кому рекомендованоКритика
Глаголь, С. Весенние художественные выставки в Москве : Статья / С. Глаголь .— 1890 .— 3 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Глаголь (С. С. Голоушев) Весенние художественные выставки в Москве Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. <...> Толпа, являющаяся на каждую художественную выставку, видит перед собою сотни больших и маленьких картин во всевозможных рамах, быстро перебегает она от картины к картине, перебрасываясь разговорами с массою встречных знакомых; внимание ее развлечено, и она останавливается лишь на двух, трех наиболее эффектных вещах, да и то недолго, потому что надо поспеть на другую выставку или на дешевые товары. <...> И вот в этой толпе мелькает перед вами фигурка присяжного рецензента, он также рассеянно переходит от картины к картине, подыскивая курьезы, которыми можно воспользоваться для двух-трех остроумных замечаний, и затем спешит обежать остаток недосмотренных картин, чтобы скорее взяться за перо и сказать свое грозное слово. <...> Ни публике, ни рецензенту нет дела до того, что предшествовало этой выставке и как созидались эти картины. <...> Они забывают, что каждая из этих картин плод долгих месяцев работы, горьких сомнений и разочарований, что за каждой из этих картин целая жизнь, которая выразилась, как умела, и если рецензент подходит к этим картинам без той любви, которая наполняла самого художника, если ему не дороги, так же, как самому художнику, интересы искусства, они останутся чужды друг другу. <...> Итак, прежде всего почтение перед этими 98 картинами и перед этими 5-ю десятками людей, посвятивших себя служению искусству. <...> И действительно, на ней нет ничего, что собирало бы перед собой целую толпу и служило бы предметом толков целого города. <...> Такое затишье всегда бывало на передвижной выставке после двух-трех лет, ознаменованных очень крупными вещами. <...> Правда, картина г. Ге, снятая с выставки, возбуждала много толков и даже вызвала курьезную филиппику одной газетки (которая делала ответственными за г. Ге всех без исключения русских художников, обвиняла их в нигилизме и чуть <...>
Весенние_художественные_выставки_в_Москве.pdf
С. Глаголь (С. С. Голоушев) Весенние художественные выставки в Москве Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. М., "Художественная литература", 1977 OCR Бычков М. Н. I. ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА [...] Толпа, являющаяся на каждую художественную выставку, видит перед собою сотни больших и маленьких картин во всевозможных рамах, быстро перебегает она от картины к картине, перебрасываясь разговорами с массою встречных знакомых; внимание ее развлечено, и она останавливается лишь на двух, трех наиболее эффектных вещах, да и то недолго, потому что надо поспеть на другую выставку или на дешевые товары. И вот в этой толпе мелькает перед вами фигурка присяжного рецензента, он также рассеянно переходит от картины к картине, подыскивая курьезы, которыми можно воспользоваться для двух-трех остроумных замечаний, и затем спешит обежать остаток недосмотренных картин, чтобы скорее взяться за перо и сказать свое грозное слово. Ни публике, ни рецензенту нет дела до того, что предшествовало этой выставке и как созидались эти картины. Они забывают, что каждая из этих картин плод долгих месяцев работы, горьких сомнений и разочарований, что за каждой из этих картин целая жизнь, которая выразилась, как умела, и если рецензент подходит к этим картинам без той любви, которая наполняла самого художника, если ему не дороги, так же, как самому художнику, интересы искусства, они останутся чужды друг другу. Итак, прежде всего почтение перед этими 98 картинами и перед этими 5-ю десятками людей, посвятивших себя служению искусству. Общий приговор, что настоящая передвижная выставка бедна. И действительно, на ней нет ничего, что собирало бы перед собой целую толпу и служило бы предметом толков целого города. Такое затишье всегда бывало на передвижной выставке после двух-трех лет, ознаменованных очень крупными вещами. Правда, картина г. Ге, снятая с выставки, возбуждала много толков и даже вызвала курьезную филиппику одной газетки (которая делала ответственными за г. Ге всех без исключения русских художников, обвиняла их в нигилизме и чуть не требовала поголовно всех засадить за решетку), но и эти толки вызывались более самим трактованием сюжета, нежели художественной стороной картины. Однако, несмотря на отсутствие очень крупных вещей, на выставке есть немало произведений, подолгу останавливающих на себе внимание посетителя. Жанр на выставке, как и почти всегда, слабее пейзажа, а среди жанровых произведений картин, затрагивающих с той или другой стороны общественную жизнь, еще меньше. Г-н Матвеев в своем "Венчании" попытался дать страничку из той области, которую так мастерски затронул когда-то г. Репин в своем "Не ждали", но попытка так и осталась попыткой. Г-н Матвеев появился впервые на передвижной выставке с своей "Против воли постриженной". Эта картина его была во всех отношениях выше "Венчания". В "Венчании" только в лице жениха заметно некоторое выражение, но и его лицо не типично так же, как не типичны и невеста, и священник, и смотритель. Смотря на картину г. Матвеева, трудно сказать, кто этот жених, юноша ли, расплачивающийся каторгой за минуты увлечения, или фанатик, гордо носящий свои кандалы, или, наконец, легкомысленный молодой человек, завертевшийся в делах и теперь подавленный тяжестью постигшей его кары. По технике картина также гораздо слабее "Постриженной", слабо нарисована и сухо написана. В общем она почти не оставляет впечатления. Смотря на нее, только чувствуешь, какой берущий за душу сюжет выбран художником, а исполнение его положительно вас не удовлетворяет. Тему, близкую к тюремной жизни, выбрал и г. Иванов. Этого художника давно влечет к себе область "униженных и оскорбленных", и на сей раз он подошел к ней совершенно с новой стороны. До сих пор в его картинах вас поражала сама происходящая перед вами драма. Отдельных действующих лиц вы почти не замечали, и они не оставались в вашей памяти. Теперь перед вами тип, и тип настолько удачно схваченный, что он надолго остается в вашем воспоминании. Смотря на этого подрастающего парию человечества, вы чувствуете, что он преступник не потому только, что он попался с поличным, а потому, что он носит эту преступность в глубине своего дегенерированного мозга, и дайте ему все, что
Стр.1