Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 487127)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

З. Гиппиус

0   0
Первый авторТарасенков
Страниц1
ID4910
АннотацияОб авторе (Гиппиус Зинаида Николаевна).
Кому рекомендованоОб авторе
Тарасенков, Ан. З. Гиппиус : Статья / Ан. Тарасенков .— 1929 .— 1 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-5384.htm ГИППИУС (Мережковская) Зинаида Николаевна [1869-] - поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним - Антон Крайний). <...> . Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. <...> Была одним из редакторов журнала "Новый путь". <...> Ей принадлежит также ряд статей в "Мире искусства". <...> Символизм Г. - это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. <...> В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. <...> Очень показательны в этом отношении - книга рассказов "Новые люди" [1907] и сборник "Небесные слова", составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). <...> В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. <...> Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: "Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. <...> Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться - вот и станет вам спокойно жить" (рассказ "Легенда"). <...> Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. <...> Стихи Г. периода 1917-1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер: "Рабы, лгуны, убийцы, тати ли Мне ненавистен всякий грех. <...> В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским <...> Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. <...> В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием "Живые лица"). <...> , по ее мнению, "похож на шимпанзе"; зато "Аня" (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. <...> Зарубежное "творчество" Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует "звериный лик" эмигрантщины. <...> , 1911; Шагинян М., О блаженстве <...>
З._Гиппиус.pdf
Ан. Т. [Тарасенков Ан.] Гиппиус З. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 538-539. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-5384.htm ГИППИУС (Мережковская) Зинаида Николаевна [1869-] - поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним - Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д.Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала "Новый путь". Ей принадлежит также ряд статей в "Мире искусства". Символизм Г. - это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении - книга рассказов "Новые люди" [1907] и сборник "Небесные слова", составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: "Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться - вот и станет вам спокойно жить" (рассказ "Легенда"). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества: "Стою над пропастью, под небесами - Но улететь к лазури не могу. Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Мне близок бог, но не могу молиться, Хочу любви, но не могу любить..." [1893]. К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен ("Отец! Отец! Склонись к твоей земле, - она пропитана сыновней кровью"). Октябрьскую революцию Г. восприняла, как "блудодейство", "неуважение к святыням", "разбой". Стихи Г. периода 1917-1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер: "Рабы, лгуны, убийцы, тати ли - Мне ненавистен всякий грех. Но вас, Иуды, вас, предатели, Я ненавижу больше всех". Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу.В Мюнхене она выпустила совместно с Д.Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием "Живые лица"). Вступивший в ВКП(б) В. Брюсов, по ее мнению, "похож на шимпанзе"; зато "Аня" (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное "творчество" Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует "звериный лик" эмигрантщины. Библиография: I. Рассказы - т. I ("Новые люди"), СПБ., 1896 (то же, изд.М. Пирожкова, СПБ., 1907); т. II ("Зеркала"), СПБ., 1898; т. III (Рассказы), СПБ., 1902; т. IV ("Алый меч"), СПБ., 1906; т. V ("Черное по белому"), СПБ., 1908; т. VI ("Лунные муравьи"),М., 1912; Чортова кукла,М., 1911; Роман-царевич,М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи [1914-1918], П., 1918; Стихи (Дневник 1911-1921), Берлин, 1922. II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, "Лит-ый распад", кн. 2-я, 1908; Лундберг Евг., З. Гиппиус, 1911;Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус),М., 1912; Гиппиус З., Автобиографическая заметка, "Русская лит-ра XX в.", под ред. С. А. Венгерова, т. I; Брюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I. III. Фомин А. Г., Библиография новейшей русской литературы, "Русская лит-ра XX в.", т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия [1917-1927], т. I, Гиз,М., 1928;Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз,М., 1928.
Стр.1