Вопросы экономических наук, № 5, 2014 Раимбеков Б.Х., кандидат экономических наук, доцент Карагандинского государственного университета им. <...> Е.А. Букетова, Казахстан Раимбекова Г.А., магистр экономических наук, старший преподаватель Карагандинского государственного технического университета, Казахстан ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В последние годы существенно изменилось соотношение между факторами конкурентоспособности предприятий. <...> Конкурентоспособность предприятий все в большей мере определяют такие факторы, как квалификация персонала, нововведения, бизнес-модель, информационные системы и пр., другими словами, элементы интеллектуального капитала. <...> Сегодня интеллектуальный капитал стал ключевым фактором конкурентоспособности предприятий и организаций. <...> Это обусловливает необходимость использования интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности предприятий. <...> Казахстанские производители товаров и услуг ощущают серьезное давление со стороны зарубежных фирм, что является следствием вступления Казахстана в Таможенный союз. <...> Это давление усилится со вступлением Казахстана в ВТО. <...> В связи с этим повышение конкурентоспособности казахстанских предприятий становится весьма актуальной задачей. <...> В современном мире конкуренция не ограничивается этими двумя видами, а выходит далеко за их рамки. <...> Усиливается роль преимуществ в нематериальных факторах производства (умения, компетенции, инновации, информационные системы, базы данных, знание рынка, каналы сбыта). <...> Наиболее устойчивыми конкурентными преимуществами становятся те, которые невозможно копировать. <...> В качестве примера можно привести корпоративную культуру, командный дух, коллективные компетенции, внутрикорпоративную инновационную систему. <...> Конкурентные преимущества сегодня могут опираться не только на технологии производства, но и на организацию маркетинга <...>