Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2015 Салехов К.А., аспирант Працко Г.С., доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор (Ростовский государственный университет путей сообщения) ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПАТЕРНАЛИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА К.П. <...> ПОБЕДОНОСЦЕВА Патриархальная теория происхождения государства и права, которой руководствовался в своих правовых исследованиях К.П. Победоносцев, в контексте его взглядов имеет существенные отличия. <...> Ее основателями и последователями принято считать Аристотеля (384322), Р. <...> Согласно Аристотелю идея государства – это идея общего блага. <...> Государство возникает на основе и в результате реализации сущности человека как политического животного, выражающейся в стремлении людей жить совместно. <...> Так, первичными образованиями совместной жизни людей является семья, далее – союзы семей и, наконец, государство. <...> Государство, таким образом, рассматривается Аристотелем как разросшаяся семья, во главе которой стоит патриарх (глава)1 . <...> Фильмер, в отличие от Аристотеля, основывал свой подход на идее божественного происхождения царской власти, что роднит его с представителями теологического подхода. <...> Однако, в отличие от последних, он полагал, что божественная природа власти заключается в том, что Бог наделил властью Адама, который, в дальнейшем, передал ее старшему сыну, что стало непреложным законом, исходящим от Бога. <...> Таким образом, власть в государстве имеет божественное происхождение, но она по природе является патриархальной2 . <...> У Н.К. Михайловского патриархальная теория происхождения государства и права разрабатывалась в рамках его социологической концепции героев и толпы, согласно которой толпа (народ) всегда руководима своими героями, что обусловлено психологическими особенностями восприятия массой отдельных личностей, основанном на подражании3 . <...> В этом контексте патриархальный подход К.П. Победоносцева <...>