Вопросы гуманитарных наук, № 3, 2015 Чжао Сю-Мэй, доцент Народного университета Китая ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ Роль грамматики в практике работы с иностранными учащимися В истории обучения иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному, вопрос о роли грамматики решался по-разному. <...> Сторонники переводно-грамматического метода утверждали, что иностранный язык может быть изучен только через грамматику. <...> Сторонники прямого метода, напротив, считали, что при обучении иностранным языкам совсем не следует заниматься грамматикой, что язык должен усваиваться практически. <...> Это противоречие в значительной степени вызвано различным пониманием термина «грамматика», который в лингвистике употребляется в двух значениях: а) раздел языкознания, содержащий сведения о строении слов, формах словоизменения, видах словосочетаний и типах предложений;б) совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. <...> Существуют также мнения, чтобы грамматику классифицировать как теоретическую грамматику и практическую грамматику. <...> Теоретическая грамматика: это такая грамматика, где описываются закономерности существования языка. <...> Практическая грамматика: это описание грамматики, которое помогает изучать грамматику на практике. <...> Структурно-семантическая грамматика: изучает закономерности языковой системы, коказывает, как устроен язык. <...> Морфология изучает части речи, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений. <...> Синтаксис изучает словосочетания, члены предложения и предложения простые и сложные. <...> Языковой знак имеет форму и содержание, т.е. имеет план выражения и план содержания. <...> Функциональная грамматика показывается, как функционирует эта форма в речи. <...> В функциональной грамматике изучаются функционально-семантические категории, в которых языковой материал расположен по смысловым группам. <...> Например, в функциональной грамматике <...>