Вопросы гуманитарных наук, № 2, 2015 кУЛЬТУРОЛОГИЯ Теория и история культуры Полянин Д., кандидат филологических наук, доцент МАТИ – Российского государственного технологического университета им. <...> К.Э. Циолковского РОМАНТИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ Различные формы проявления романтической мистики хорошо известны исследователям европейской культуры XIX столетия. <...> Менее изучены и до сих пор вызывают вполне обоснообоснованные споры причины возникновения самих мистических представлений русских и европейских романтиков. <...> Но знание той основы романтического мировоззрения, которая выступает его основным формирующим фактором, позволяет достаточно точно установить эти причины. <...> Поскольку мистицизм как характерная особенность романтического стиля первой половины XIX века связан с одной из насущных проблем мировоззрения этого исторического периода. <...> Проблема эта обусловлена тем, что ставшее для романтиков критерием миропознания и призванное тем самым быть достоверной и истинной основой создаваемой ими объективной, общеобязательной, убедительной для всех картины мира человеческое чувство на самом деле субъективно. <...> И для того, чтобы сыграть отведенную ему романтиками роль, оно само должно иметь своим основанием некое сверхсубъективное, а потому – сверхчеловеческое, начало. <...> Но этого – сверхчеловеческого (сверхсубъективного) – чувственного начала нет, конечно, в психической жизни ни одного человека, его нет в самой природе человека. <...> Поэтому оно, сверхъестественно (сверхприродно), т.е. мистично, в силу самой особенности возникновения представления о нем. <...> И каждый романтик, осознает он это или нет, в глубине своего мировоззрения, в глубине стиля своего бытия и стиля своего художественного творчества, всегда мистик, создатель сверхприродной, далекой от реальности, некой «возвышенной», «истинной» - как ему кажется, мифологии. <...> Эта мифология создает, естественно, и свои собственные символы <...>