Вопросы гуманитарных наук, № 1, 2014 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Лю Цзяньжун, доцент Хэбэйского университета (Китай) БЛЕСТЯЩИЙ ЖЕМЧУГ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ – КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ В Китае значительно раньше, было сделано своеобразное этическое открытие природы и появилась живопись, воспевающая ее красоту и величие. <...> Как утверждают специалисты по истории живописи, истоки китайской живописи восходят к узорам и изображениям людей и животных на расписной керамике неолита, отдаленного от нас на 5-6 тысячелетий. <...> Именно живопись среди других жанров сумел наиболее полно и глубоко выявить духовную сущность китайской национальной культуры. <...> В китайской живописи различают два стиля письма: «гунби» и «сеи». «гунби» присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием краски и прописыванием мелких деталей; на картинах такого стиля можно сосчитать волоски в бороде у старца. «сеи» – свободная манера письма широкой кистью. <...> Художники этого стиля стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, в чем и заключается главная цель мастера. <...> Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга. <...> В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж «горы и воды», живопись «цветов и птиц», портрет и анималистический жанр (изображение животного мира). <...> Здесь в малом явлении природы нужно показать её величие. <...> Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». <...> Иные, специализируясь на портретах или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое. <...> Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок сливы или бамбук. <...> Такого рода «специализацию» редко встретишь в традиционной европейской живописи, хотя они и подразделяется на портрет, пейзаж, натюрморт и другие <...>