Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007291/1007291a1.htm
ГИППИУС, ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА (1869-1945), русский поэт, прозаик, литературный
критик. С 1920 в эмиграции. Родилась 8 (20) ноября 1869 в Белеве Тульской губ. в семье юриста,
обрусевшего немца. По матери - внучка екатеринбургского полицмейстера. Не получила
систематического образования, хотя с юности отличалась большой начитанностью. В 1889 вышла замуж
за Д.С.Мережковского и переехала с ним из Тифлиса в Петербург, где годом раньше состоялся ее
поэтический дебют. С мужем они прожили, по ее словам, "52 года, не разлучаясь... ни на один день".
Быстро преодолев влияние С.Я.Надсона, заметное в ее ранних стихотворениях, Гиппиус в глазах
участников литературной жизни обеих столиц на рубеже веков была олицетворением декаданса -
"декадентской мадонной", как ее называла после публикации Посвящения (1895), содержащего
вызывающую строку: "Люблю я себя, как Бога". Этот образ искусно строился и внедрялся в сознание
современников самой Гиппиус, которая тщательно продумывала свое социальное и литературное
поведение, сводившееся к смене нескольких ролей. На протяжении полутора десятилетий перед
революцией 1905 Гиппиус предстает пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей
"крест чувственности", как сказано в ее дневнике 1893; затем противницей "учащей Церкви", ибо "грех
только один - самоумаление" (дневник 1901); инициатором "Религиозно-философских собраний" (19011904),
на которых разрабатывается программа "неохристианства", соответствующая воззрениям
Мережковского; поборнником революции духа, осуществляемой наперекор "стадной общественности".
Важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга становится
занимаемый Мережковскими дом Мурузи, посещение которого было обязательным для молодых
мыслителей и писателей, тяготеющих к символизму. Признавая авторитет Гиппиус и в своем
большинстве считая, что именно ей принадлежит главная роль во всех начинаниях сообщества,
сложившегося вокруг Мережковского, почти все они, однако, испытывают неприязнь к хозяйке этого
салона с ее высокомерием, нетерпимостью и страстью экспериментировать над людьми. Особой главой в
истории русского символизма стали отношения Гиппиус с А.А.Блоком, первая публикация которого
состоялась при ее содействии в журнале "Новый путь", что не помешало вспоследствии резким
конфликтам, вызванным различием их представлений о сущности художественного творчества и о
назначении поэта.
Собрание стихов. 1889-1903 (1904; в 1910 вышло второе Собрание стихов. Книга 2. 1903-1909)
стало крупным событием в жизни русской поэзии. Откликаясь на книгу, И.Анненский писал, что в
творчестве Гиппиус - "вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма", отметив как
основную тему ее стихов "мучительное качание маятника в сердце". Поклонник этой поэзии В.Я.Брюсов
особо отмечал в ней "непобедимую правдивость", с какой Гиппиус фиксирует различные эмоциональные
состояния и жизнь своей "плененной души".
Как критик, писавший под псевдонимом Антон Крайний, Гиппиус этого времени остается
последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей,
послуживших ее фундаментом. Постоянно публикуясь в журналах "Весы" и "Русское богатство" (лучшие
статьи были ею отобраны для книги Литературный дневник, 1908), Гиппиус в целом негативно
оценивала состояние русской художественной культуры, связанное с кризисом религиозных основ жизни
и крахом общественных идеалов, которыми жил 19 в. Призвание художника, которое не сумела осознать
современная литература, для Гиппиус заключается в активном и прямом воздействии на жизнь, которой,
согласно утопии, принимаемой на веру Мережковским, нужно "охристианиться", ибо не существует
иного выхода из идейного и духовного тупика.
Эти концепции направлены против писателей, близких к руководимому М.Горьким издательству
"Знание" и в целом против литературы, ориентирующейся на традиции классического реализма. Тот же
вызов кругу представлений, основанных на вере в либерализм и устаревших толкованиях гуманизма,
содержится в драматургии Гиппиус (Зеленое кольцо, 1916), ее рассказах, которые составили пять
сборников, и романе Чертова кукла (1911), описывающем банкротство верований в прогресс и мирное
совершенствование общества.
К октябрьской революции 1917 Гиппиус отнеслась с непримиримой вражебностью, памятником
которой стали книга Последние стихи. 1914-1918 (1918) и Петербургские дневники, частично
опубликованные в эмигрантской периодике 1920-х годов, затем изданные по-английски в 1975 и порусски
в 1982 (большая их часть была обнаружена в Публичной библиотеке С.-Петербурга в 1990). И в
поэзии Гиппиус этого времени (книга Стихи. Дневник 1911-1921, 1922), и в ее дневниковых записях, и в
литературно-критических статьях на страницах газеты "Общее дело" преобладает эсхатологическая нота:
Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует
озверение. Хроникой телесного и духовного умирания старого мира становятся дневники, которые
Гиппиус понимала как литературный жанр, обладающий уникальной способностью запечатлеть "само
Стр.1