ГИЛЯРОВСКИЙ, Владимир Алексеевич, псевдоним -- дядя Гиляй [26.XI(8.XII).1853, имение
Вологодской губ.-- 1.Х.1935, Москва] -- прозаик, поэт, журналист, мастер поэтического экспромта.
Родился в семье служащего. Получил первоначальное домашнее образование, учился в Вологодской
гимназии.
Истинным другом и воспитателем Г. (мать умерла, когда ему было восемь лет) стал двоюродный
брат дедушки, беглый матрос П. Китаев -- сильный и смелый человек, который учил Г. лазанью по
деревьям, боксу, борьбе, гимнастике, плаванью, верховой езде, рассказывал о приключениях и
путешествиях. В доме отца Г. познакомился с политическими ссыльными, которых немало было в
Вологде, студентами Московского и Петербургского университетов.
В 1871 г. под влиянием прочитанного романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?" и особенно
образа Рахметова Г. бежал из отцовского дома на Волгу. Скитания Г. по России длились десять лет. Он
близко познакомился с жизнью и бытом трудового народа, босяков, сам ходил бурлаком, работал
крючником (грузчиком), пожарным, рабочим на заводе свинцовых белил, объездчиком лошадей,
провинциальным актером. Работа в театре свела его с интересными людьми, познакомила с русской и
мировой классикой.
Во время русско-турецкой войны 1877--1878 гг. добровольно вступил в военную службу. Был
разведчиком. Награжден орденом. После окончания военных действий вернулся к актерской
деятельности в Пензе, а в 1881 г. стал москвичом.
В 1881 г. в журнале "Будильник" опубликовал стихотворение "Все-то мне грезится Волга
широкая", по словам Г., "открывшее дверь в литературу" (Мои скитания.-- С. 215). С этого времени
регулярно начал печататься как поэт и репортер в московских изданиях.
В 1883 г. появляется его первый рассказ "Обыкновенный случай" в газете "Современные
известия", в 1885 г. рассказы "Человек и собака", "Обреченные" в газете "Русские ведомости", которые
были отмечены литераторами старшего поколения М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. И. Успенским. Г.
хорошо изучил Москву. Его репортажи отличались достоверностью, он стал признанным "королем
репортажа".
Большой жизненный опыт, близость к беднякам и босяцким низам определили темы его первых
рассказов и очерков. На самом дне жизни он находил замечательные характеры, сильных духом людей,
мечтавших о казацкой вольнице Степана Разина. Видел он и мрачные стороны жизни: беспросветную
бедность, городские трущобы. Бесстрашие, физическая сила (он мог узлом завязать кочергу, двумя
пальцами согнуть серебряную монету) помогали ему выходить невредимым из самых сложных ситуаций.
По совету Г. И. Успенского и настоянию А. П. Чехова в 1886 г. Г. собрал и напечатал первые
рассказы под названием "Трущобные люди". Наиболее значительный рассказ "Обреченные" -- об
изнуряющем труде рабочих на белильном заводе. По распоряжению цензуры книга была запрещена за
изображение жизни с мрачной стороны, отпечатанный тираж был сожжен.
Г. много работал в дореволюционной журналистике ("Русские ведомости", "Россия", "Русское
слово", "Журнал спорта" и др.). Печатал репортажи, очерки, рассказы, стихи. Наиболее известный
репортаж Г.-- "Катастрофа на Ходынском поле" (1896), а также репортаж 1905 г. о маевке в Сокольниках
-- "Праздник рабочих".
К столетию Н. В. Гоголя ("Тараса Бульбу" и другие сочинения писателя Г. любил с детства) Г.
предпринял поездку в село Большие Сорочинцы, уточнил дату и место рождения писателя (опубл. в
журнале "Русская мысль".-- 1900.-- No 2). Тогда же он сделал доклад в Обществе любителей российской
словесности о поездке. В 1902 г. вышла книга Г. "На родине Гоголя", в 1909 г.-- статья "О современниках
Гоголя" (Русское слово.-- No 95).
В советское время Г. издает поэмы "Петербург" (1922), "Стенька Разин" (1928), ряд книг, в
которых в живой и занимательной форме воспроизводит нравы и быт старой Москвы, в частности: "От
Английского клуба к Музею Революции" (1926), "Москва и москвичи" (1926), "Записки
москвича" (1931), "Друзья и встречи", "Москва-газетная" (1934) и др. Книги были тепло встречены
советской общественностью.
Г.-- сторонник реализма. Проза его отличается простотой, живостью, массой интересных деталей,
оптимизмом, несет на себе отпечаток незаурядной личности самого рассказчика. От репортерских
навыков идет подкупающая достоверность, живость портретов и описаний, ощущение сиюминутности
происходящего, аромат времени. Г. справедливо называют бытописателем старой Москвы.
В его книгах, очерках, репортажах сохранились сведения о писателях (Г. И. Успенском, А. П.
Чехове, Л. Толстом, Я. П. Полонском, В. М. Дорошевиче, А. А. Блоке и др.), художниках, артистах,
редакторах периодических изданий, интересных исторических событиях (напр. о полетах С. Уточкина,
урагане 1904 г. в Москве, памятных местах Москвы, отдельных зданиях) и т. д.
Стр.1