Информационные системы и технологии УДК 537.3:004.9 М.А. ТАРАСОВА ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ БАЗЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рассмотрены основные тенденции развития лабораторной базы инженерного образования при современной двухуровневой системе образования. <...> Показано использование реальных лабораторных установок, стендов, комплексов и виртуальных лабораторных практикумов, а также лабораторий удаленного доступа и научнопроизводственных лабораторий. <...> Ключевые слова: инженерное образование; оборудование; виртуальная лаборатория; информационно-коммуникационные технологии; удаленный доступ; научнопроизводственные лаборатории; методология. <...> Лабораторный практикум в системе инженерного образования – это потенциально наиболее значимый и результативный компонент естественнонаучной, общей профессиональной и специальной подготовки в области техники и технологий, причем на современной лабораторной базе, и предназначенный для приобретения навыков работы на реальном оборудовании, с аналогами которого будущему специалисту придется иметь дело в своей практической деятельности. <...> В настоящее время лабораторная база физического практикума и других технических дисциплин первой ступени обучения катастрофически устарела и требует серьезной модернизации. <...> В связи с этим, учебная лабораторная база инженерного практикума развивается в двух направлениях: − модернизация и использование реальных лабораторных установок; − применение информационных технологий (IT), причем в этом направлении разрабатываются как виртуальные, так и совмещенные с реальными установками лабораторные комплексы. <...> На рынке продаж лабораторного оборудования успешно работают такие НПО как РНПО «Росучприбор», НПО Учебной техники «ТулаНаучПрибор», Владис, немецкая фирма PHYWE и др. <...> Технические университеты сотрудничают с НПО и приобретают лабораторное оборудование по общетехническим и специальным дисциплинам <...>