ПОДГОТОВКА КАДРОВ О подготовке кадров в области тоннеле- и метростроения Голицынский Д.М., д-р техн. наук, проф., Ледяев А.П., д-р техн. наук, проф., Петербургский государственный университет путей сообщений, Санкт-Петербург Первый заведущий кафедрой А.Н. Пассек (1886–1951) Интерес к освоению подземного пространства больших городов связан с необходимостью решения транспортной проблемы и улучшения экологической обстановки. <...> Комплексное использование подземного пространства связывает в единую систему сооружение метрополитенов с подземными и наземными транспортными магистралями, многофункциональными подземными объектами и позволяет освободить территорию города для создания «зеленых зон». <...> Для обеспечения комфортного проживания доля подземных сооружений должна составлять порядка 20-25% от площади строительных объектов города, в нашей же стране она не превышает 5-8%. <...> Наличие эффективной тоннелепроходческой техники, автоматизированных микрощитов для прокладки инженерных коммуникаций, буровых установок, автоматизированных агрегатов для бетонирования и заводов по изготовлению сборных тоннельных обделок, а также современных технологий строительства («стена в грунте», струйная цементация грунтов, новый австрийский тоннельный метод) позволяет строить различные подземные сооружения в условиях плотной городской застройки в самых сложных инженерно-геологических условиях. <...> Проектирование и строительство уникальных и сложных инженерных сооружений невозможно осуществить без высокопрофессиональных специалистов. <...> Их подготовка – ответственная задача, т.к. подземное строительство является 26 «зоной повышенного риска». <...> По опубликованным данным, количество несчастных случаев в тоннелестроении в 1,5-2 раза больше, чем в наземном строительстве. <...> Впервые в России начала выпуск специалистов по тоннелестроению кафедра «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения <...>