А. С. Гиероглифов
Новая драма Островского "Гроза"
Драма А. Н. Островского "Гроза" в русской критике
Сб. статей / Сост., авт. вступ. статьи и комментариев Сухих И. Н.-- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1990.-- 336 с.
OCR Бычков М. Н.
В кратком газетном отзыве, написанном наскоро и под влиянием трепетного, обаятельного
впечатления, которым охватывает высокохудожественное поэтическое произведение, нельзя сделать
многостороннего разбора, какого требует произведение громадное как по созданию и изяществу формы,
так и по своему содержанию. Такова именно драма Островского. Чтобы наши критические афоризмы, в
форме которых мы предпочитаем передать наше мнение о драме "Гроза", не показались, по своей
краткости, голословными дифирамбами, необходимо сказать несколько слов об источнике наших
критических мнений о произведении. Свобода поэтического творчества, не ограниченная никакими
теориями и скоропреходящими целями, и отсюда -- анархизм в искусстве, суть первые условия его; одна
глубокая истина в поэтическом создании условливает его красоту; величие поэта зависит от силы
проникновения и усвоения истины его гением; народность, не в смысле лишь воспроизведения ее в
поэтических созданиях, а в смысле элемента поэтического творчества и элемента миросозерцания поэта
(т. е. не как философа, а как художника, познающего своим гением природу и истину). Таковы начала,
руководящие нашими воззрениями на произведения искусства.
Передать вполне содержание драмы "Гроза" мы также не имеем возможности, и ограничиваемся
одним составом ее: богатая купеческая вдова, Кабанова, проникнутая староверческими убеждениями, с
полной и непоколебимой верой в них, является главой семейства, состоящего из сына и дочери и жены
сына -- молодой женщины. Изуверство1, восшедшее на степень закона и сознание безграничности своих
патриархальных прав в семействе,-- суть главные принципы нравственного характера Кабановой. В ней
человеческая натура уступила влиянию этих неестественных, безобразных принципов, инстинкты сердца,
чувства человеческие, симпатия к подобному себе, вытекающие прямо из природы человека, созданного
для жизни общественной и равноправной, все это исчезло в Кабановой, пришло в растление; одна лишь
мрачная, ядовитая сторона человеческой природы получила высшее развитие под влиянием изуверства и
самовластия, прикрытого формой религиозного и нравственного закона; одна лишь жажда необузданной,
безусловной власти, одна боязнь, чтобы никто в семействе не нарушил, не оскорбил права этой власти,-сделались
страстью, которая живет в сердце Кабановой. Сын ее, Тихон Иванович, еще молод, он не лишен
некоторой свежести инстинктов, но воля его согнулась под гнетом материнской власти; инстинкты его
просвечиваются в скрытом неуважении тяготеющей над ним силы и в нарушении украдкой приказаний
матери; но характер слаб для того, чтобы войти в открытую борьбу, и притом одно лишь слабое
инстинктивное сознание в нем своих собственных человеческих прав не допускает возможности зрелого
стремления к тому, чтобы пользоваться ими; из этого вытекает драматизм личности сына Кабановой. Но
поражающая высокая драма развивается в личности молодой женщины -- жены Кабанова, Катерины.
Личность эта -- громада и высота поэтического творчества; наш слабый очерк не может передать всей
прелести, грации, истины и обаятельной художественности этой лучезарной, сияющей личности; главная
черта ее -- свежесть и сила инстинктов и чувств; она также не свободна от изуверства, но оно принимает в
ней мистический, прозрачный характер; эта молодая женщина не любит своего мужа, а свежее, горячее
сердце требует любви и жизни; положение ее в семействе невыносимо, всесокрушающий гнет старухи
Кабановой, беспрестанные унижения и оскорбления самых нежных, чувствительных сторон внутреннего
ее существа, полное нравственное одиночество -- таковы условия жизни этой молодой женщины; она
тешит свои мечты воспоминаниями о привольной и свободной жизни в девичестве; грезы любви и
свободы обольщают ее во сне; но безысходность действительности мучительно томит ее душу. Она любит
молодого человека, племянника купца Дикого, Бориса Григорьевича, который также безнадежно страдает
по ней; он живет у своего дяди, пользуясь в семействе такими же правами, как и Катерина у своей
свекрови; они только изредка видят друг друга в церкви.Мистицизм, мечтательность и свежесть чувства и
инстинктов, при отсутствии разумного сознания всего окружающего, высокая драматичность положения
сообщают личности Катерины необыкновенную поэтичность; образ этот дышит художественной истиной,
поразительной поэтической красотой и далек от всякой идеализации. Катерина любит, но она не
Стр.1