Татьяна Плихневич Храм Надписей в Паленке о конца 2012 г. майя ассоциировались в основном с «концом света». <...> В 1949 г. мексиканский археолог Альберто Рус обратил внимание на почти неизвестный до того архитектурный памятник — Храм Надписей. <...> Ученый заметил, что пол здания, в отличие от полов других храмов Паленке, сложен из больших каменных плит. <...> Подняв плиту, археолог обнаружил начало туннеля и лестницу, забитую глыбами камня, щебнем и землей. <...> Лицо закрывали остатки мозаики из нефритовых пластин и раковин, реконструировав которую, смогли восстановить погребальную маску покойника. <...> На крышке саркофага находились обломки атрибутов власти и регалий умершего. <...> Вес и размеры саркофага свидетельствовали: пирамида и храм были надстроены над готовой гробницей, а не наоборот. <...> Это означало, что пирамиды Америки могли быть не только основаниями храмов, но и погребениями — как знамени56 Храм Надписей в разрезе тые египетские. <...> Позднее подобные захоронения были найдены и в других городах древних майя. <...> В 1968 г. известный советский писатель-фантаст Александр Казанцев изложил на страницах журнала «Техника — молодежи» куда более экстравагантную гипотезу. <...> Рисунок на крышке саркофага напоминает изображение космонавта, пилотирующего космический корабль. <...> Вот еще одно описание той же плиты: «На плоской наружной поГробница Пакаля сатель и археолог-дилетант Эрих фон Дэникен в нашумевшем бестселлере «Воспоминания о будущем», опубликованном в 1971 г. Мало кто не читал в детстве описание «пришельца из Паленке» — перепечатки из книги фон Дэникена помещались во многих изданиях: «В 1953 г. в Паленке… найден каменный рельеф, изображающий, по всей вероятности, бога Кукуматца (в Юкатане он назывался Кукулькан)… <...> Его голову увенчивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти… а другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок или маисовый початок). <...> На маске чудовища сидит, слегка откинувшись <...>