Юрий Каторин СОВРЕМЕННЫЕ составе ВМФ Советского Союза в конце 1980-х гг. было больше атомных подводных лодок (АПЛ), чем в американском флоте. <...> Но при этом среди них числилось много устаревших кораблей. <...> В 1990-х гг. было произведено серьезное сокращение численности АПЛ в России. <...> Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ в СССР была предпринята весьма успешная попытка «выжать» максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 «Ерш» и 671РТ «Семга». <...> Задание на разработку атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения было выдано Горьковскому (ныне — Нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в марте 1972 г. Главным конструктором был назначен Н. <...> Кваша1 1 конструктор центрального конструкторского бюро «Лазурит», главный конструктор нескольких проектов подводных лодок, из которых главными являются подводные лодки проекта 945. <...> При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоМНОГОЦЕЛЕВЫЕ АПЛ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ПОСТРОЙКИ измещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности, на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком). <...> Основным назначением новых АПЛ проекта 945 «Барракуда» должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих лучил направление от Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР на завод «Красное Сормово» — в г. Горький на Волге. <...> Начиная с 1971 г. главный инженер Н. И. Кваша одновременно стал главным конструктором проекта новейшей титановой многоцелевой атомной подводной лодки проекта 945. <...> Для проверки на практике проектных решений и поиска путей улучшения «Барракуды» генеральный конструктор вышел на головной лодке в дальний автономный проход продолжительностью свыше 100 суток. <...> После завершения автономного плавания головного корабля проекта 945 главный конструктор первым среди судостроителей страны <...>