Мир транспорта и технологических машин 2015 УДК 656.11(132) В. И. САРБАЕВ, М. Н. ХАМИДУЛИН ГРУППИРОВКА АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ МЕТОДАМИ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА В статье поставлена и решена задача группировки городских автобусных маршрутов по уровню безопасности дорожного движения. <...> Представлена математическая многофакторная модель, описывающая зависимость уровня относительной аварийности городских автобусов от характеристик маршрута. <...> Приведены результаты математически обоснованного разбиения на группы по критерию относительной аварийности совокупности городских автобусных маршрутов. <...> Для каждой группы разработаны и представлены типовые управленческие решения, направленные на повышение уровня безопасности дорожного движения городских маршрутных автобусов. <...> Ключевые слова: городские автобусные маршруты, уровень безопасности дорожного движения, группировка, методы кластерного анализа. <...> Задача разбиения множества наблюдений интересна не только с математической точки зрения, но также весьма актуальна для решения прикладных задач, когда полученные научные результаты, математические модели, описывающие реальные производственные процессы, необходимо использовать в практической деятельности предприятий. <...> Связано это с тем, что многомерные формулы, которые отражают реальность, мало пригодны для использования на практике, например, в целях нормирования, планирования и анализа. <...> В связи с этим подавляющее большинство нормативов представлено в виде интервальных оценок [7,13]. <...> Задача перехода от непрерывной функции к интервальной оценке совокупности наблюдений возникла в процессе исследования влияния характеристик городских автобусных маршрутов на уровень безопасности дорожного движения (БДД) маршрутных автобусов [9,10,11]. <...> В результате математической обработки статистики одного из автобусных парков г. Москвы с помощью математического аппарата метода главных компонент была получена многофакторная <...>