Мир транспорта и технологических машин 2016 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ УДК 621.822:681.51(62-135) Р.Н. ПОЛЯКОВ, С.В. МАЙОРОВ, М.Э. БОНДАРЕНКО, Л.А. САВИН ДИНАМИКА МНОГОМАССОВОГО РОТОРА В АКТИВНЫХ КОМБИНИРОВАННЫХ ПОДШИПНИКАХ В статье рассматриваются результаты изучения динамического поведения многомассового асимметричного жесткого ротора в активных комбинированных подшипниках (АКП), включающих подшипник качения, многолепестковый газодинамический подшипник и систему электромагнитных и пьезоэлектрических приводов. <...> Механизм работы электромагнитных и пьезоэлектрических приводов описывается в имитационной модели на основе уравнений, описывающих электромагнетизм и пьезоэффект. <...> Результаты математического моделирования представлены в виде диаграмм Кэмпбелла, амплитудно-частотных характеристик системы ротор-подшипник и жесткости АКП. <...> При повышенных требованиях к частоте вращения, температуре и максимальному уровню вибрации подшипники качения и газодинамические подшипники скольжения не могут предоставить соответствующие эксплуатационные характеристики на всем диапазоне рабочих условий. <...> АКП состоит из подшипника качения и многолепесткового газодинамического подшипника, что делает его в состоянии избежать недостатков и сохранить преимущества каждого из указанных типов подшипника. <...> Интерес к комбинированным подшипникам появился в 1960-1970 годах [1, 2]. <...> В 1980-ых НАСА запустила несколько научно-исследовательских программ по исследованию комбинированных подшипников для криогенных турбонасосных агрегатов [3, 4]. <...> Эти исследования продемонстрировали преимущества комбинированных подшипников и возможности их применения в турбомашиностроении. <...> Существуют две принципиально различные конфигурации комбинированных подшипников. <...> Это конфигурация разделения нагрузки (РН) и разделения скорости (РС) [5, 6, 7]. <...> На рисунке 1, а показана последняя концепция комбинированного подшипника с разделением скоростей. <...> Вал <...>