№ 2(53)2016 (апрель-июнь) Образование и кадры ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ УДК 621.436 Н.А. ДАВЫДОВ, В.Б. ДЖЕРИХОВ, А.В. НОВОЖИЛОВА ПРИСАДКИ К ТОПЛИВУ, УМЕНЬШАЮЩИЕ ДЫМНОСТЬ И ТОКСИЧНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В настоящее время все большее распространение на транспорте получают дизельные двигатели. <...> Автомобилестроительные фирмы применяют дизели не только на грузовых автомобилях большой и средней грузоподъемности, автобусах, которые традиционно оснащаются такими двигателями, но и расширяют применение дизелей на лекговых и малотоннажных грузовых автомобилях. <...> Это объясняется тем, что дизели работают на сравнительно дешевом дизельном топливе, отличаются от бензиновых двигателей лучшей топливной экономичностью и, как правило, меньшей токсичностью отработавших газов. <...> В данной статье рассмотрено одно из возможных решений уменьшения токсичности отработавших газов. <...> Токсичность отработавших газов дизельных двигателей можно уменьшить путем предупреждения образования токсичных компонентов, посредством их нейтрализации и изменением химического состава дизельного топлива. <...> Продукты неполного сгорания топлива, такие как окись углерода СО и углеводороды CnHm, могут быть нейтрализованы посредством дожигания их в выпускной системе в присутствии воздуха, подаваемого к горячим отработавшим газам в пространство перед выпускными каналами. <...> На практике для этого применяют термические реакторы, а в качестве дополнительных средств – рециркуляцию отработавших газов, регулировку угла опережения впрыска и обогащение рабочей смеси для уменьшения выброса монооксида азота NOx. <...> Известно большое количество катализаторов окисления СО и CnHm, но катализаторов, восстанавливающих окись азота NO и двуокись азота NO2 из монооксида азота NOx очень мало. <...> При этом катализаторы дают хорошие результаты только при богатой рабочей смеси [9]. <...> Поэтому, снизить выброс токсичных компонентов, не производя модернизации дизельных <...>