№ 2(53)2016 (апрель-июнь) Эксплуатация, ремонт, восстановление УДК 681.587.5:752.2 В.И. ЧЕРНЫШЕВ, О.В. ФОМИНОВА ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ВИБРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В статье рассматриваются варианты оптимизационного синтеза эталонных моделей активных виброзащитных систем и базовых моделей виброзащитных систем с управляемыми параметрами упругодемпфирующего звена. <...> Реализуемые способы пассивной виброзащиты, которые в основном связаны с рациональным выбором и оптимизацией упругодемпфирующих характеристик этих систем, не всегда позволяют обеспечить необходимые показатели вибрационной безопасности на рабочем месте человекаоператора и соответствующую динамику транспортного средства в целом, отдельных его агрегатов и перевозимых грузов. <...> Данные системы могут быть прямого действия (активные), когда управление непосредственно отождествляется с компенсационным воздействием, и непрямого действия, когда компенсационное воздействие формируется в результате управления параметрами упругодемпфирующих и инерционных звеньев. <...> Управляемые системы виброзащиты относятся к существеннонелинейным объектам, для исследования которых необходимо использовать компьютерные методы моделирования нелинейных динамических процессов и алгоритмы минимаксной процедуры нахождения оптимальных и субоптимальных управлений [1 – 10]. <...> Ниже приведены результаты исследований эталонных моделей активных виброзащитных систем и базовых моделей виброзащитных систем с управляемыми параметрами упругодемпфирующего звена. <...> Система дифференциальных уравнений с ограниченным по мощности оптимальным управлением рассматривается как безразмерный аналог модели активной виброзащитной системы, представленной в форме Коши: (1) , где х1, х2 – фазовые координаты; Ɛ– относительное демпфирование; η – относительная частота; τ– безразмерное время; – оптимальное управление. <...> Процесс колебаний системы исследовался <...>