621.873/875(07) Р. А. КОБЗЕВ СТРУКТУРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КРАНОВЫХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ВАРЬИРОВАНИЕМ ДЛИНАМИ ВХОДЯЩИХ СТЕРЖНЕЙ И ТОЧКАМИ ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ В работе рассмотрена методология структурной оптимизации сложных пространственных схем козловых кранов за счет изменения длин входящих в конструкцию элементов и точек их закрепления. <...> Структурная схема может изменяться – добавляться какие-либо стержни или удаляться «лишние» по критерию min металлоемкости. <...> Это особенно актуально, поскольку краны такого типа выпускаются малыми сериями и имеют массу до 6000 тс и более. <...> Ключевые слова: оптимизация, металлоконструкция, металлоемкость, стержень, метод граничных элементов Тяжелые монтажные козловые краны выполняют важную роль в механизации строительно-монтажных работ при возведении крупных промышленных и гражданских объектов, позволяя производить монтаж крупными блоками и уменьшая объем высотных работ. <...> Рассматриваемый тип кранов также широко применяется как технологические краны, обслуживающие различные промышленные объекты, например, в атомной и гидроэнергетике. <...> Одним из наиболее перспективных направлений развития тяжелых монтажных козловых кранов является применение пространственных многостержневых схем металлоконструкций, поскольку последние обладают меньшей металлоемкостью по отношению к классической двухпролетной схеме с четырьмя опорами. <...> Необходимо признать, что на сегодняшний день, несмотря на наличие ряда кранов, в которых применяется тот или иной вид пространственной металлоконструкции, таких как К2х100, К100У и др., процент таковых от общего числа весьма невелик. <...> Кроме того, металлоконструкции применяющихся сегодня кранов также не были исследованы на оптимальность применяемых схем, что позволяет рассчитывать на значительный ресурс снижения металлоемкости, а следовательно и энергоемкости кранов. <...> В связи с этим весьма актуальной представляется задача оптимизации <...>