Мир транспорта и технологических машин 2012 УДК 621.825 Н. В. ПОЛЯКОВ, Д. А. ПОПОВ, Е. В. СНЯТКОВ К ВОПРОСУ РАСЧЕТА ТЕПЛОНАГРУЖЕННОСТИ ФРИКЦИОННОГО КОНТАКТА ПРИ ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННЫХ ТОРМОЖЕНИЯХ В статье рассматривается вопрос тепловой нагруженности фрикционного контакта при повторно-кратковременных торможениях. <...> Предложен вариант аналитического определения поверхностной температуры с учетом теплоотдачи в окружающую среду. <...> Ключевые слова: трение, теплонагруженность, поверхностная температура, теплоотдача Анализ работ в области эксплуатации и исследования тормозных устройств, показывает, что их рабочие характеристики определяются в основном температурным режимом узла трения [1-3]. <...> При этом наиболее изучены тепловые процессы при однократных торможениях. <...> В настоящей статье сделана попытка построить тепловую модель для повторнократковременных торможений, применительно для ленточно-колодочного тормоза с масляным охлаждением. <...> Такие тормоза хорошо зарекомендовали себя в конструкциях промышленных тракторов Т-330, ДЭТ-250 и др. <...> Основным преимуществом тормозов с масляным охлаждением является высокая износостойкость тормозных накладок (обычно это ФАПМ), возможность располагать тормоза в одном картере с шестернями, подшипниками и смазывать их из одной масляной ванны и др. <...> Рабочий диапазон температур на поверхности трения ограничен допустимой максимальной температурой применяемого масла. <...> В связи с этим очень важно знать теплонагруженность пары трения при возможных режимах работы тормозов. <...> Тепловая динамика трения и износа (ТДТИ) разработанная академиком Чичинадзе А. В. и его школой позволяет уже на стадии проектирования и доводки фрикционных узлов оценивать теплонагруженность фрикционных пар [1]. <...> В условиях эксплуатации промышленного трактора, как и при стендовых испытаниях, процесс нагрева тормозов происходит в повторно-кратковременном режиме трения, представляющим собой сложную периодическую <...>