Мир транспорта и технологических машин 2012 ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕМОНТ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ УДК 629.113.004.67 А. Р. АСОЯН АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ГОЛОВОК ШАТУНОВ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-ЕВРО В работе рассмотрены нагрузки воспринимаемые шатуном двигателя внутреннего сгорания, распределение напряжений и изменения геометрической формы нижней и верхней головок шатунов. <...> Предложен метод измерения и приспособление для определения макрогеометрических отклонений шатуна. <...> Ключевые слова: макрогеометрические отклонения, износ, прогиб вкладыша, контроль деформации, определение корсетности, напряженное состояние. <...> Наиболее полное использование заложенного при конструировании и изготовлении двигателя ресурса возможно при правильной эксплуатации и качественном ремонте. <...> Качество капитального ремонта (КР) и его технология во многом определяется дефектами основных элементов двигателя. <...> Наиболее нагруженными деталями двигателя являются детали кривошипно шатунного механизма (КШМ) динамическая нагруженность которых определяется быстрым повышением давления газов при сгорании топлива и соударениями относительно перемещающихся деталей в зазорах КШМ. <...> Соударения деталей в зазорах возникают при изменении направления действия сил. <...> Одним из ресурсоопределяющих элементов КШМ двигателя является шатун. <...> Распределение основных повреждений шатуна приведено в таблице 1. <...> Таблица 1 - Распределение повреждений шатуна № п/п 1 2 3 4 Наименование повреждений Повышенный износ втулки верхней головки шатуна (более 50 мкм) Задиры, прижеги на нижней головке шатуна Усталостное разрушение тела шатуна Обрыв шатунных болтов % 35 1,8 0,4 0,2 Наибольший износ втулки верхней головки шатуна наблюдается в плоскости оси шатуна, то есть в плоскости действия газовых и инерционных сил. <...> Рисунок 1 - Эпюра нагрузок в нижней головке шатуна Наибольшие нагрузки возникают в плоскости оси шатуна, максимальные усилия продольного <...>