№1(44)2014 (январь-март) Технологические машины УДК 621.914.5 П. С. РУБИН, А. С. ТАРАПАНОВ ПРИПУСКИ ПОД ЧИСТОВУЮ ОБРАБОТКУ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ Рассмотрены зависимости, позволяющие определять припуски под чистовую обработку цилиндрических колес с арочными зубьями и прогнозировать точность и шероховатость номинальной поверхности. <...> Одним из перспективных направлений повышения эксплуатационных параметров трансмиссий транспортных средств является применение в зубчатых передачах цилиндрических колес с арочными зубьями. <...> Данный тип передач обладает повышенной нагрузочной способностью, долговечностью, пониженным уровнем шума при работе и является продолжением развития шевронных зубчатых колес, превосходит их в плавности хода и простоте обработки. <...> Рисунок 1 – Черновая обработка арочного зуба цилиндрического колеса резцовой головкой Их применение в трансмиссиях транспортных средств позволит в значительной степени повысить нагрузочную способность и ресурс узлов, снизить виброшумовые показатели, и что особенно важно – снизить массо-габаритные характеристики [3]. <...> Имеются факты применения арочных зубчатых цилиндрических передач. <...> И в результате проведения комплекса работ по замене косозубой передачи арочной на момент пробега 320 тыс.км. узел продолжал исправно работать, и технический осмотр не выявил превышающего норму износа [3]. <...> В настоящее время известно несколько способов обработки арочных зубьев цилиндрических колес: 1) резцовой головкой для обработки конических колес с круговыми зубьями по методу обката с единичным делением (рис. <...> 1); 2) применение концевой фрезы; 3) применение комплекта резцовых головок с нулевым углом профиля режущего зуба. <...> С точки зрения производительности наболее рационально применение первого и последнего спосо76 Мир транспорта и технологических машин Мир транспорта и технологических машин 2014 бов [5]. <...> Однако, первый способ, хотя и проще в инструментальном <...>