№ 2(45)2014 (апрель-июнь) Эксплуатация, ремонт, восстановление УДК 621.436.001.43 С. В. ТИМОХИН, Ю. В. РОДИОНОВ РАСЧЕТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ПРИ ОБКАТКЕ Представлено обоснование режимов статико-динамического нагружения дизелей при холодной обкатке, заключающегося в создании в цилиндрах ДВС гидроимпульсов высокого давления с заданной частотой и амплитудой, вызывающие колебательные перемещения деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, приводящие к выборке зазоров в сопряжениях и их соударениям, наклепу поверхностей, повышению износостойкости и снижению последующего приработочного износа. <...> Типовые технологии обкатки ДВС с использованием универсальных обкаточнотормозных стендов обладают рядом существенных недостатков, таких как большая мощность и стоимость, повышенные энергозатраты и неоптимальность реализуемых нагрузочноскоростных режимов. <...> При этом одним из наиболее существенных недостатков является повышенный скоростной режим первой ступени холодной обкатки ДВС, назначаемый, как правило, исходя из возможностей серийных обкаточных стендов. <...> Повышенный скоростной режим начального периода приработки сопряжений, действующий в условиях наибольшей шероховатости и макрогеометрических отклонений формы деталей, затрудненной подачи смазочного масла в зону трения, приводит к интенсивному контактированию микронеровностей, быстрому нагреву поверхностей, схватыванию и вырыванию металла и, как следствие, повышенному износу. <...> Одним из способов устранения этого недостатка является снижение частоты вращения коленчатого вала ДВС на первой ступени холодной обкатки. <...> Однако для реализации таких режимов холодной обкатки необходимы специальные стенды с понижающими редукторами, что затрудняет реализацию данного способа. <...> В связи с вышеизложенным, актуальной задачей является разработка новых энергосберегающих <...>