На всѣ эти вопросы Снѣгурочка даетъ рядъ отрицательныхъ
отвѣтовъ: 1) не удовлетворяетъ, не содѣйствуетъ, не является и 2) не имѣетъ сценическаго значенія. <...> Снѣгурочка, весенняя сказка въ 4хъ дѣйствіяхъ съ прологомъ, есть какой-то фантастическій капризъ,
рафинированный отъ всякихъ реальныхъ примѣсей. <...> . . . . .Оставить бы сѣдого,
Да вотъ бѣда,-- у насъ со старымъ дочка Снѣгурочка... <...> A
страна эта, называется страною берендеевъ, глупаго-преглупаго, еще глупѣе глуповцевъ {Глуповцы -обыватели города Глупова, выведеннаго въ "Исторіи одного города" Щедрина. <...> Заспорили
старикъ и старуха: на чье попеченіе оставить дочку, чтобъ ее не растопилъ злой Ярило-солнце, "палящій
богъ лѣнивыхъ берендеевъ". <...> Не успѣла Снѣгурочка поселиться въ странѣ берендеевъ, какъ всѣ парни стали на нее
закидывать палящіе глаза; ледяное сердце героини не поддается. <...> Въ это время сходится народъ: впереди гусляры,
играющіе на гусляхъ, пастухи -- на рожкахъ, за ними царь берендеевъ, свита, женихи и невѣсты въ
праздничныхъ одеждахъ и, наконецъ, всѣ берендейки. <...> Это есть сказка, какъ говорятъ
нѣмцы, "an sich und für sich". <...> Конечно, взрослыя дѣти могутъ требовать, чтобы сказка почерпала данныя
для себя не изъ произвольныхъ и мечтательныхъ источниковъ фантазіи. <...> Чудесная красавица съ звѣздою во лбу и чудесная дочь Мороза
и Весны,-- это продуктъ той il dolce far niente, которая, быть-можетъ, къ лицу мусульманину, но никакъ не
намъ, отверженнымъ гяурамъ. <...> Очевидно, что весенняя сказка <...>
Снегурочка.pdf
"Снѣгурочка" *).
*) "Одесскій Вѣстникъ", 1873 г., No 212. "Очерки современной журналистики". Статья С. Г. В. (С.
Т. Герце-Виноградскаго).
OCR Бычков М. Н.
http://az.lib.ru
Критическая литература о произведеніяхъ А. Н. Островскаго
Составил Н. Денисюк
Выпускъ третій (1868--1873 гг.)
Москва.
Изданіе А. Н. Панафидиной
1906
Если я начну съ того, что г. Островскій самый талантливый представитель нашей драматической
литературы; если я стану указывать на Своихъ людей или на Грозу, какъ на перлы русскаго
драматическаго репертуара, то этимъ я только повторю общее мѣсто, принимаемое почти безспорно всею
русскою публикой. Но повторять это общее мѣсто я не буду, во-первыхъ, потому, что это -- общее мѣсто,
a во-вторыхъ, потому, что хочу оставить себѣ больше времени и мѣста для выполненія прямой моей цѣли
-- представить отчетъ нашимъ читателямъ о новомъ произведеніи названнаго автора, появившемся въ IX
книжкѣ "Вѣстника Европы". Въ этомъ отчетѣ я постараюсь: 1) опредѣлить въ самыхъ общихъ чертахъ
характеръ этого новаго произведенія, указать, насколько оно удовлетворяетъ окружающимъ литературу
требованіямъ дѣйствительности и въ какой мѣрѣ оно является прогрессивнымъ двигателемъ въ нашей
интеллектуальной жизни; 2) затѣмъ я перейду къ сценическому значенію драматизированной лирики,
представляемой этимъ произведеніемъ. На всѣ эти вопросы Сн
гурочка даетъ рядъ отрицательныхъ
отвѣтовъ: 1) не удовлетворяетъ, не содѣйствуетъ, не является и 2) не имѣетъ сценическаго значенія.
Сн
гурочка, весенняя сказка въ 4хъ дѣйствіяхъ съ прологомъ, есть какой-то фантастическій капризъ,
рафинированный отъ всякихъ реальныхъ примѣсей. Авторъ почерпнулъ содержаніе для своей сказки
изъ... Но откуда онъ почерпнулъ, изъ какой Шехерезады, это -- глубокая тайна самого автора.
Утверждаютъ, что изъ матеріаловъ первичной славянской поэзіи. Но откуда бы онъ ее ни почерпнулъ,
читать эту сказку рекомендую тому, кто хочетъ "вспомнить подъ старость дѣтски годы" и воскресить въ
своей памяти
. . . . . . и карловъ, и духовъ,
И визирей рогатыхъ,
И рыбокъ золотыхъ, и лошадей крылатыхъ,
И въ видѣ кадіевъ волковъ...
Но сколько нужно словъ,
Чтобъ все пересчитать, друзья мои любезны.
Да, словъ нужно много, чтобы пересчитать и пересказать все, что пересчитано и пересказано въ
сказкѣ г. Островскаго. Но пересчитывать и пересказывать всего я не буду; я познакомлю читателя съ
содержаніемъ этой сказки въ общихъ чертахъ. Жилъ-былъ на свѣтѣ старикъ дѣдъ-Морозъ, со своею
старухой Красною-Весною, бабою, получившею воспитаніе весьма деликатное, чтобъ ужиться съ
ѣ
ѣ
Стр.1