Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Поселения и жилища чувашей Башкортостана второй половины XIX - начала XX века

0   0
АвторыМедведев Владислав Валентинович
Издательство[ФГБОУ ВПО "Магнит. гос. ун-т"]
Страниц226
ID485862
АннотацияКнига посвящена традиционным сельским поселениям и жилищам чувашей Башкортостана. Проанализированы миграционные процессы чувашей при заселении башкирских земель, определены территории, ставшие местами компактного проживания переселенцев, рассмотрены этапы возникновения моноэтничных чувашских сёл и деревень, а затем и смешанных поселений. Подробно освещена структура населенных пунктов (формы, типы заселения и расселения, планировка). Особое внимание уделено чувашской усадьбе, застройке двора, расположению хозяйственных построек и жилого комплекса. Рассмотрены строительные материалы, конструкции жилых и надворных строений, приёмы зодчества. Выявлены компоненты, характерные для чувашей метрополии, а также иноэтничные заимствования, особенности, получившие развитие под влиянием соседних культур. В основу работы легли опубликованные издания, архивные сведения и полевые материалы автора, вводимые в научный оборот впервые. Книга рассчитана на этнографов, историков, сотрудников музеев и краеведов.
ISBN978-5-86781-992-7
Поселения и жилища чувашей Башкортостана второй половины XIX - начала XX века / В. В. Медведев .— Магнитогорск : [ФГБОУ ВПО "Магнит. гос. ун-т"], 2012 .— 226 с. — ISBN 978-5-86781-992-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/485862 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проанализированы миграционные процессы чувашей при заселении башкирских земель, определены территории, ставшие местами компактного проживания переселенцев, рассмотрены этапы возникновения моноэтничных чувашских сёл и деревень, а затем и смешанных поселений. <...> 19 Начало переселения чувашей в процессе заселения Урала . <...> 19 Возникновение чувашских поселений в ходе второй волны миграции . <...> Жилые и хозяйственные постройки чувашей Башкортостана . <...> Расположение жилища и построек также является предметом изучения, поскольку на данном примере можно рассмотреть дань традиции и связь между населением метрополии и чувашами, обосновавшимися на башкирских землях. <...> На наш взгляд, их главное отличие от поселений, подворий и жилых комплексов чувашей метрополии заключалось в иноэтничном воздействии, поскольку чуваши на башкирских землях были в окружении разных народов, что приводило к межэтническим контактам и взаимной ассимиляции. <...> Изучение поселений, хозяйственных построек и жилых конструкций у этнотерриториальной группы чувашей Башкирии составляет комплексную проблему исследования. <...> К началу XX в. завершается процесс миграции чувашей в Башкирию, у населения функционируют традиционные элементы этнической культуры, прежде всего, жилища, бытовые постройки, подвергшиеся в советский период трансформации, а затем и частичному исчезновению. <...> При этом особое внимание уделялось чувашским поселениям Южной зоны, как 5 наименее изученным исследователями. <...> К настоящему времени деревни чувашей на юге Башкирии локализованы в составе ряда административных районов – Зилаирский, Зианчуринский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Хайбуллинский. <...> Исследований и работ, которые были посвящены чувашскому народу, в частности, поселениям, жилищам и надворным постройкам, довольно большое количество. <...> Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. <...> Опираясь на сведения, в которых <...>
Поселения_и_жилища_чувашей_Башкортостана_второй_половины_XIX_-_начала_XX_века_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Поселения_и_жилища_чувашей_Башкортостана_второй_половины_XIX_-_начала_XX_века_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» В.В. Медведев ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА Монография Магнитогорск 2012
Стр.1
УДК 390(=471.344) ББК Т3(2Р3) М42 Утверждено к печати Ученым советом ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Научный редактор: кандидат исторических наук И.Р. Атнагулов (Магнитогорск) Рецензенты: доктор исторических наук Н.И. Шутова (Ижевск) кандидат исторических наук Г.Б. Матвеев (Чебоксары) кандидат исторических наук И.Г. Петров (Уфа) М42 Медведев, В.В. Поселения и жилища чувашей Башкортостана второй половины XІX – начала XX века : монография / В.В. Медведев. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 226 с. ISBN 978-5-86781-992-7 Книга посвящена традиционным сельским поселениям и жилищам чувашей Башкортостана. Проанализированы миграционные процессы чувашей при заселении башкирских земель, определены территории, ставшие местами компактного проживания переселенцев, рассмотрены этапы возникновения моноэтничных чувашских сёл и деревень, а затем и смешанных поселений. Подробно освещена структура населенных пунктов (формы, типы заселения и расселения, планировка). Особое внимание уделено чувашской усадьбе, застройке двора, расположению хозяйственных построек и жилого комплекса. Рассмотрены строительные материалы, конструкции жилых и надворных строений, приёмы зодчества. Выявлены компоненты, характерные для чувашей метрополии, а также иноэтничные заимствования, особенности, получившие развитие под влиянием соседних культур. В основу работы легли опубликованные издания, архивные сведения и полевые материалы автора, вводимые в научный оборот впервые. Книга рассчитана на этнографов, историков, сотрудников музеев и краеведов. УДК 390(=471.344) ББК Т3(2Р3) ISBN 978-5-86781-992-7 © Медведев В.В., 2012 © Магнитогорский государственный университет, 2012 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...................................................................................................................... 4 Глава I. История формирования этнотерриториальной группы чувашей Башкортостана ........................................................................ 19 Начало переселения чувашей в процессе заселения Урала .................................. 19 Возникновение чувашских поселений в ходе второй волны миграции .............. 30 Заключительный этап переселения чувашей ......................................................... 42 Глава II. Поселения чувашей Башкортостана .................................................. 54 Типы заселения и расселения ................................................................................... 54 Типы и формы поселений ......................................................................................... 64 Глава III. Жилые и хозяйственные постройки чувашей Башкортостана ..................................................................... 75 Строительные материалы и конструкции жилищ .................................................. 75 Планировка усадеб .................................................................................................... 86 Жилые строения ........................................................................................................ 95 Хозяйственные строения ........................................................................................ 110 Заключение ............................................................................................................. 121 Список использованных источников и литературы ..................................... 127 Список сокращений .............................................................................................. 140 Приложения: Приложение I. Список информаторов .................................................................. 142 Приложение II. Списки чувашских поселений Башкортостана ......................... 148 Приложение III. Иллюстрации ............................................................................... 158 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Поселения и жилища – неотъемлемая составляющая материальной культуры этноса. Наряду с системой питания и традиционным костюмом организация жизненного пространства выступает ведущей в структуре жизнеобеспечения народа. Сельские поселения можно рассматривать как совокупность крестьянских усадеб, объединённых в целое сообщество и связанных между собой различными отношениями: семейными узами, совместным землепользованием и общим владением лесными угодьями, сенокосными лугами, водными ресурсами, единой хозяйственной деятельностью. Масштабы поселения определяли его значимость. Наиболее крупные пункты были центрами, где велась торговля, имелись культовые сооружения. Такие селения способствовали консолидации близлежащих деревень вокруг себя, включали их в сферу собственного экономического влияния. Напротив, небольшие деревни, хутора и выселки представляли малодворные селения, которые вели закрытый тип хозяйства, поскольку находились в наибольшей степени замкнутом пространстве, чем крестьяне крупных сёл. Изучение формирования различных типов поселений – сёл, деревень, хуторов и пр. пунктов способствует созданию чёткой картины понимания социально-экономического положения чувашского крестьянства второй половины XIX – начала XX в. в Башкирии. В процессе рассмотрения истории возникновения поселений раскрываются причины миграции крестьян, этнический состав новых населённых пунктов, хозяйственная деятельность, служившая основой существования. Единицей поселения считается усадьба, где располагались как жилой дом, так и надворные строения, необходимые крестьянам для ведения традиционного хозяйства. Расположение жилища и построек также является предметом изучения, поскольку на данном примере можно рассмотреть дань традиции и связь между населением метрополии и чувашами, обосновавшимися на башкирских землях. Немаловажное значение стоит придать жилому комплексу, поскольку это центральная составляющая крестьянского двора. Расположение жилища по отношению к внешнему миру и относительно надворных хозяйственных построек, строительные материалы и конструкции, техника строительства – все указанные параметры заслуживают тщательного изучения и анализа со стороны исследователей. Поселения и жилища чувашей в Башкирии возникали в разное время и в силу самых различных обстоятельств. На наш взгляд, их главное отличие от поселений, подворий и жилых комплексов чувашей метрополии заключалось в иноэтничном воздействии, поскольку чуваши на башкирских землях были в окружении разных народов, что приводило к межэтническим контактам и взаимной ассимиляции. Немаловажную роль сыграл природно-географический фактор, который напрямую влиял на размеры и число дворов в деревнях, материалы строительства, конструкцию и тип хозяйственных строений и жилищ. Поселения и жилища этнотерриториальной группы чувашей Башкирии являются наиболее слабо изученными, по сравнению с другими предметами материальной культуры данной локальной группы. Изучение сёл, деревень и жилых комплексов требует особого внимания. В различной мере элементы тра4
Стр.4
диционного жилища сохранились до настоящего времени. Они являются показателем уровня развития общества, поскольку отражают этнокультурные и социально-экономические процессы. В наши дни происходит смена облика сельских поселений. Традиционные строения и жилища разрушаются и скоро возможно их полное исчезновение. Данный факт вызывает необходимость сбора материалов по жилищам и хозяйственно-бытовым строениям чувашей Башкирии. Изучение и анализ опыта возведения жилищ и других различных построек важны для сельского и городского строительства, т.к. они являются носителями этнических традиций и канонов народного зодчества. Изучение поселений, хозяйственных построек и жилых конструкций у этнотерриториальной группы чувашей Башкирии составляет комплексную проблему исследования. Хронологические рамки работы – вторая половина XIX – начало XX в., при этом многие аспекты освещены в более длительной исторической ретроспективе. В качестве сравнительных привлекаются материалы и более позднего происхождения. Нижняя временная граница – вторая половина XIX в., определена тем, что данный период в социальной и экономической истории Российской империи является наиболее значимым. В связи с реформой 1861 г. активизируются миграции крестьян из европейской России на свободные земли, в том числе в Башкирию. Развитие торговли, инфраструктуры, расслоение крестьянства приводили к изменениям в облике поселений, отражаясь и на традиционной архитектуре. Межэтнические коммуникации в новых условиях способствовали видоизменению канонов строительства и использованию несвойственных чувашам форм и материалов. Верхняя граница обусловлена политическими событиями и изменением социально-экономического уклада. К началу XX в. завершается процесс миграции чувашей в Башкирию, у населения функционируют традиционные элементы этнической культуры, прежде всего, жилища, бытовые постройки, подвергшиеся в советский период трансформации, а затем и частичному исчезновению. Территориальные рамки исследования определены в естественных географических границах восточной части Русской равнины – Приуралье, горы Южного Урала, Зауралье и охватывают территорию современной Башкирии. В 1708 г. значительная часть Башкирии вошла в состав Казанской губернии. В 1719 г. образована Уфимская провинция в составе Казанской губернии, а в 1728 г. провинция переходит в подчинение Сената. Его указом от 15 марта 1744 г. возникла Оренбургская губерния, в состав которой вошла Уфимская провинция. Постановлением от 23 декабря 1781 г. было учреждено Уфимское наместничество, состоявшее из двух областей – Уфимской и Оренбургской. В 1796 г. происходит новое преобразование наместничества в Оренбургскую губернию, а с 1797 г. центр перенесён в г. Оренбург. В 1865 г. губерния была разделена на две части – Оренбургскую и Уфимскую. 20 марта 1919 г. образована Башкирская АССР. Исторически чуваши расселялись в пределах западных, юго-западных, центральных и южных районов современного Башкортостана. Исследование проводилось на материале этнотерриториальной группы чувашей Башкирии. При этом особое внимание уделялось чувашским поселениям Южной зоны, как 5
Стр.5
наименее изученным исследователями. К настоящему времени деревни чувашей на юге Башкирии локализованы в составе ряда административных районов – Зилаирский, Зианчуринский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Хайбуллинский. Цель исследования состоит в изучении и классификации поселений, хозяйственно-бытовых и жилых строений этнотерриториальной группы чувашей Башкортостана. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: – определить основные факторы, которые способствовали переселению чувашей в Башкирию, формированию самостоятельной этнотерриториальной группы, возникновению чувашских поселений; – обозначить типы заселения и расселения, типы и формы чувашских поселений; – представить характеристику традиционных жилых и хозяйственных построек, исследовать материалы, конструкции, технику строительства; – выявить воздействие иноэтничного окружения на чувашей Башкирии, установить степень этнической обособленности и сохранения архитектурных традиций обозначенной группы. Исследований и работ, которые были посвящены чувашскому народу, в частности, поселениям, жилищам и надворным постройкам, довольно большое количество. В то же время в ходе написания работы выяснилось, что исследования по материальной культуре чувашей, как правило, относятся к населению метрополии, при этом, чуваши различных этнотерриториальных групп до сих пор изучены не в полной мере. В связи с этим в представленном историографическом обзоре будут отражены работы, связанные с чувашами Башкирии и содержащие прямые или косвенные сведения о группе. По общепринятой градации в историографии проблемы выделяется три периода: дореволюционный, советский, постсоветский. 1. Дореволюционный период. Первой письменной работой, в которой встречается упоминание о чувашах на башкирских землях, являлся труд П.И. Рычкова1. В работе приводятся материалы о расселении в разных губерниях чувашей, освещены вопросы религии, социального положения, подробного описания материальной культуры и быта не прилагается. В путевых записях отразил увиденное среди чувашей и П.С. Паллас2. Его работа представляет историко-этнографическое исследование описательного характера разных сторон материальной и духовной культуры. В содержании мы находим и нас интересующие сведения – характеристику подворья, жилой избы, домашнего интерьера. Примечательно, что ученый проводил частые параллели с бытом татар, мордвы и др. народов, вероятно, сравнивая и анализируя увиденное в процессе работы. Материалы по чувашам и живущим рядом народам изложил Г.Ф. Миллер3. По информативности и содержанию его исследование очень схоже с тру1 Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург: Типография Б. Бреолина, 1887. Ч. 1. С. 133-134. 2 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773. Ч. 1. 3 Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. 6
Стр.6
Казанской губернии”3. Так же, как и произведение А.А. Фукс, исследование В.А. Сбоева проводилось среди чувашей Казанской губернии, но материалы, зафиксированные автором, характерны для всего чувашского крестьянства. В работе описывается кучевая планировка сёл и деревень, приводятся примеры топонимии, расположения жилищ и надворных построек на усадьбах, также рассмотрены духи-покровители хозяйственных строений. Помимо этого, в содержании встречается описание хозяйственной деятельности и костюма, системы питания, духовных представлений чувашей. К середине XIX в. относится работа В.М. Черемшанского, посвященная Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии”2. Несмотря на то, что изучение происходило в ряде уездов Казанской губернии, собранные А.А. Фукс сведения создают целостный образ чувашей, и их в полной мере можно применить и к переселенцам в Башкирии. Использование материала оправдывает то, что функционирование этнической культуры продолжалось и после миграции на новые территории. Лишь по прошествии определенного времени проявлялись иноэтничные компоненты, и происходила консервация ряда черт традиционной культуры, которые, возможно, уже были утрачены на исторической родине. В работе в равной степени были описаны элементы материальной и духовной культуры. Исследование представляет собой переписку автора с супругом, в каждом письме подробно излагаются различного рода сведения. Поселения и жилища чувашей также подверглись изучению со стороны автора, представившего полную характеристику жилища, внутреннего интерьера, построек. В работе встречается описание и структуры деревни – наличие общественных строений, полевых изгородей и полевых ворот. Необходимо отметить работу В.А. Сбоева “Исследование об инородцах дом П.С. Палласа. Наряду с чувашами в работе описаны марийцы и удмурты. Отдельные пункты посвящены расселению, структуре деревень и сёл, организации усадьбы, жилищу и хозяйственным строениям. Также автор описал костюм, традиционное хозяйство, черты характера, язык и пр. указанных народов. В работе И.Г. Георги чувашам посвящен незначительный параграф, тем не менее, упоминается о расселении в Оренбургской губернии и подобно нижеприведенным авторам описаны наиболее значимые элементы культуры1. Примечательно, что исследователь относит чувашей к “народам финского племени”. Комплексной работой, посвященной чувашам, можно считать “Записки описанию Оренбургской губернии и народов, проживавших в её пределах4. В главе “Турецко-Татарское племя” автор совместно с башкирами, тептярями, мещеряками, татарами рассматривает чувашей. Описание народа привидено по следующему плану: антропологическая характеристика, быт, религиозная при1 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб.: Русская Симфония, 2005. С. 80-85. 2 Фукс А.А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: Типография Казанского Императорского ун-та, 1840. 3 Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань: Издание книгопродавца Дубровина, 1856. 4 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: Типография Оренбургского Губернского Правления, 1859. С. 173-178. 7
Стр.7
Заволжья”7. Опираясь на сведения, в которых отражается культура чувашей Казанской губернии, автор затрагивает проблему их расселения в Приуралье и губерниях Сибири. Подробное описание поселений и жилищ исследователь представляет в отдельной главе. При этом материалы систематизированы – рассматриваются структура, расположение, планировка, усадьба и надворные постройки, устройство жилища (оформление, интерьер, отопление и освещение). 1 Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. XIV. Казанская губерния. Казань: Типография Императорского Казанского ун-та, 1870. Ч. II. С. 41-120. 2 Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань: Типография Императорского унта, 1881. 3 Милькович К.С. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия. Казань: Типография губернского правления, 1888. 4 Чичерина С.В. У приволжских инородцев. Путевые заметки. СПб.: Типография Мильштейна, 1905. 5 Багин С.А. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления // Православный собеседник. Казань, 1910. №.1. С. 118-127; № 2. С. 225-236. 6 Руденко С.И. Чувашские надгробные памятники // Материалы по этнографии России. СПб., 1910. Т. 1. С. 81-88. 7 Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1911. Т. XXVII. Вып. 5. С. 311-432. 8 С.И. Руденко6. Работа С.В. Чичериной “У приволжских инородцев” отражает религиозное состояние среди чувашей, переход в ислам, образовательную деятельность. Кроме того, здесь содержатся статистические материалы по численности чувашей в разных губерниях, в том числе и Уфимской. Также поднимается вопрос о вероисповедании чувашей Уфимской, Оренбургской и др. губерний. Священник С.А. Багин затрагивает проблему принятия ислама чувашами Казанской губернии. Поскольку подобная ситуация характерна и для чувашей Башкирии, поэтому причины и последующие процессы, вплоть до изменения интерьера, меблировки заслуживают особого внимания. Статья С.И. Руденко “Чувашские надгробные памятники” посвящена кладбищам и надмогильным сооружениям Самарской губернии. Необходимо отметить, что кладбище является неотъемлемой составляющей поселения, поэтому стоит уделить большее внимание этому вопросу. Приведённые в статье материалы способствуют воссозданию канонов зодчества на примере надмогильных сооружений. Внимания заслуживает и работа Г.И. Комиссарова “Чуваши Казанского занской губернии, стоит отнести труды А.Ф. Риттиха1, В.К. Магницкого2, К.С. Мильковича3. Из вышеперечисленных исследований особого внимания заслуживает работа В.К. Магницкого, посвященная обрядам традиционной религии чувашей. В числе отмеченных семейных, календарных, похороннопоминальных обрядов встречается моление нигис путы, проводившиеся по случаю закладки фундамента будущего дома. В начале XX в. появились исследования С.В. Чичериной4, С.А. Багина5, надлежность, праздники и обряды. В заключении описаны жилище, пища, костюм чувашей Оренбургской губернии. Сведения по деревням, жилищам и постройкам автор излагает в пунктах “Быт Чувашей”, “Жилища Чувашей”. В исследовании также содержатся статистические данные, указаны районы расселения чувашей-переселенцев. К работам, содержащим общие сведения о чувашах, в первую очередь Ка
Стр.8
Таким образом, исследования дореволюционного периода относятся к работам обобщающего характера. В них рассматриваются не только чуваши, но и соседние с ними народы, разные составляющие их материальной и духовной культур. В подобных работах приведены первые сведения, относящиеся к возникновению и типам поселений, расположению усадьбы, хозяйственно-бытовых строений, жилого комплекса. Благодаря материалам складывается образ чувашского жилища и построек второй половины XIX – начала XX в. Наряду с общими трудами П.С. Палласа, Г.Ф. Миллера и пр. авторов, появляются работы, посвященные только чувашам (К.С. Милькович, В.К. Магницкий, В.А. Сбоев и др.). 2. Советский период. Изучение чувашей в данный хронологический период можно систематизировать следующим образом: 1. 1917-1930 гг. – время функционирования элементов традиционной культуры в повседневной жизнедеятельности, высокая степень сохранности народной архитектуры, что фиксировалось при проведении экспедиционных выездов. Изменения в этнической культуре проявляются к началу 1930-х гг.; 2. 1930-1955 гг. – период организации новых видов общего хозяйства, НЭП, Великая Отечественноя война привели к ослаблению интереса к истории и этнографии народов Урало-Поволжья. 3. 1955-1991 гг. – проведение в Башкирии экспедиций для изучения локальной группы чувашей, расширение сферы обследования, применение принципа “сплошного” изучения. В первом периоде выделим деятельность Н.В. Никольского1. Несмотря на чувашского народа (до монгольского завоевания)”4. Исследование вызывает интерес, т.к. автор, ссылаясь на археологические, нумизматические материалы, рассматривает разные моменты истории племен на территории Чувашии в Средневековье. Приводится описание землянок и полуземлянок, бытовавшие среди племен, позднее подобные временные жилища строились чувашами при необходимости, прежде всего, во время миграций. то, что его исследование базировалось на материале чувашей метрополии, в содержании встречаются сведения, посвященные чувашам, расселённым в Башкирии. Например, автор приводит статистические данные, описывает строения аласыk, бурама, особое внимание среди чувашей Приуралья уделено группе Белебеевского уезда. Стоит выделить работу Н.А. Гурьева2. Автор, опираясь на опубликованные материалы, представляет историко-этнографическое описание народов Урала. Более значимыми можно считать исследования П.А. ПетроваТуринге, проводившего экспедиционное изучение чувашей на территории Башкирии. Результаты работы были опубликованы в нескольких изданиях, среди которых статья “Работа среди чуваш”3. Здесь встречается описание чувашских деревень в Башкирии к 1929 г. – их структура, численность дворов, приводится описание курной избы, прослеживается процесс трансформации культуры. Ко второму периоду относится труд А.П. Смирнова “Древняя история 1 Никольский Н.В. Краткий курс по этнографии чуваш. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1928. Вып. 1. 2 Гурьев Н.А. Национальные меньшинства Урала. М.: Работник просвещения, 1930. 3 Петров-Туринге П.А. Работа среди чуваш // Материалы общества по изучению Башкирии: Краеведческий сборник. Уфа: Изд-во Общества по изучению Башкирии, 1930. №3-4. С. 95-98. 4 Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа (до монгольского нашествия). Чебоксары: Чувашгосиздат, 1948. 9
Стр.9
рассматривал А.Н. Усманов7, нескольно позднее тот же вопрос поднимал в своих исследованиях У.Х. Рахматуллин8. К подобным работам стоит отнести и труд С.Х. Алишева – “Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI – начало XIX в.”9. В работе затрагивается проблема вхождения народов Поволжья в состав Российского государства и их последующее социально-экономическое развитие. Поднимается вопрос о расселении этносов, а также традиционном хозяйстве, выступлении крестьян против правительства. Народное творчество чувашей – ткачество, вышивку, резьбу по дереву и стоит упомянуть исследования Н.И. Воробьева1, коллективную монографию “Чуваши” в двух частях, посвященную материальной и духовной культуре чувашей, где рассматриваются и локальные группы2. К работам, содержащим сведения по истории чувашского крестьянства и развитию отношений в селе, принадлежат труды И.Д. Кузнецова3 и В.Д. Димитриева4. Изучением древних верований занимались П.В. Денисов5, Г.Е. Кудряшов6. Процесс крестьянских миграций в Башкирию, участие в этом чувашей На заключительном этапе выделим значительное количество работ. Здесь пр., изучали Г.А. Никитин и Т.А. Крюкова10. Были рассмотрены различные приёмы резьбы, приведены орнаменты, проанализированы фрагменты дома, которые покрывались узорами. Особого внимания заслуживает статья Л.А. Иванова, в которой поселения и жилища чувашей Прикамья и Южного Урала подвергаются комплексному исследованию11. Статья стала возможна благодаря экспедиционным выездам и проведённому анализу. В работе рассматривается история поселений, планировка, расположение, строительные материалы, жилище, его внутреннее убранство и декоративное оформление, а также устройство усадьбы чувашей и бытовые постройки. Позднее результаты статьи были использованы автором в издании “Современный быт и культура чувашского населения”12. Первым исследованием, которое было посвящено одному из основных 1 Воробьев Н.И. К истории сельского жилища у народов Среднего Поволжья // Краткие сообщения Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956 С. 3-18; Воробьев Н.И. Резьба по дереву у чувашей // Советская этнография. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956. №4. С. 143-147. 2 Чуваши. Этнографическое исследование. Материальная культура. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1956. Ч. 1.; Чуваши. Этнографическое исследование. Духовная культура. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. Ч. 2. 3 Кузнецов И.Д. Очерки по истории чувашского крестьянства. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1957; Кузнецов И.Д. Крестьянство Чувашии в период капитализма. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1963. 4 Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII в. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1959. 5 Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1961. 6 Кудряшов Г.Е. Пережитки религиозных верований чуваш и их преодоление. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1961. 7 Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа: Китап, 1960. 8 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII – XVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. М.: Наука, 1988. 9 Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI – начало XIX в. М.: Наука, 1990. 10 Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960. 11 Иванов Л.А. Поселения и жилища чувашского населения Прикамского Заволжья и Южного Урала // Вопросы истории Чувашии. Ученые записки. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1965. Вып. XXIX. С. 184-211. 12 Иванов Л.А. Современный быт и культура сельского чувашского населения. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1973. 13 Алексеев Г.А. Об использовании бани в чувашской народно-бытовой медицине // Вопросы истории Чувашской АССР. Ученые записки. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1970. Вып. 52. С. 284-289. 14 Симонов А.Г. Кучевой план в застройке селений народов Среднего Поволжья // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1976. С. 134-144. 10 хозяйственных строений – бане, стала статья Г.А. Алексеева13. Структура сёл, деревень была исследована А.Г. Симоновым14. Поселения, жилища чувашей, как и
Стр.10
других народов Поволжья, изучались К.И. Козловой1. В коллективной монографии “Народы Поволжья и Приуралья: историко-этнографические очерки” рассмотрены деревни чувашей, жилые и хозяйственные комплексы2. Особого внимания заслуживают работы Г.Б. Матвеева, в которых автор рассматривает строительную технику, конструкции жилых и хозяйственных строений, материалы. Исследователь анализирует поселения и жилища чувашей различных этнографических групп, также затрагиваются и этнотерриториальные группы этноса3. Среди работ, посвященных декоративному оформлению жилища, стоит отметить совместный труд Е.П. Бусыгина, Н.В. Зорина и Л.С. Токсубаевой4. В издании авторы рассматривают способы, приёмы оформления дома, орнаменты украшений, виды резьбы. В работе подвергается изучению зодчество народов Поволжья: марийцев, удмуртов, чувашей, русских и др. Трансформация материальной культуры в XX в. нашла своё отражение в Приуралья: культурно-бытовые процессы”6. Различными авторами в исследовании затрагиваются вопросы формирования этнотерриториальной группы чувашей Башкирии, материальная и духовная культура, в том числе народное исскуство на примере надмогильных сооружений и декоративного оформления жилища7. Систему религиозных воззрений чувашей затрагивает работа А.К. Салмина “Духи требуют жертв: Система традиционных обрядов чувашей”8. В исследовании особое внимание уделено обрядовым действиям, некоторые из них связаны с жилищем, домашними строениями, поселением. Анализ историографии советского времени позволяет сделать вывод о том, статье В.П. Иванова “Этнокультурные процессы у приуральских чувашей (по материалам экспедиции 1987 г.)”5. Здесь рассматриваются и этнографические группы чувашей, расселившиеся в Башкирии, приводятся сведения по возникновению и истории деревень. Вызывает интерес совместная работа сотрудников ЧНИИ ЯЛИЭ “Чуваши что первый и заключительный, третий, периоды являются наиболее содержательными. Н.В. Никольский и П.А. Петров-Туринге зафиксировали различные 1 Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М.: Изд-во Московского ун-та, 1964. 2 Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1985. С. 175-199. 3 Матвеев Г.Б. Крестьянская строительная техника (Северо-западные районы Чувашии) // Вопросы материальной и духовной культуры чувашского народа. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1986. С. 31-44; Матвеев Г.Б. О некоторых особенностях традиционного жилища чувашского населения Татарской АССР, Ульяновской и Куйбышевской областей // Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1986. С. 32-47; Матвеев Г.Б. Сельские поселения чувашей во второй половине XIX – начале XX вв. (Материалы к историкоэтнографическому атласу) // Этнография чувашского крестьянства. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1987. С. 35-50; Матвеев Г.Б. Жилище и хозяйственные постройки средненизовых чувашей (Вторая половина XIX – начало XX вв.) (Материалы к историко-этнографическому атласу) // Традиционное хозяйство и культура чувашей. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1988. С. 53-63. 4 Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Токсубаева Л.С. Декоративное оформление сельского жилища в Казанском Поволжье. Казань: Татарское кн. изд-во, 1986. 5 Иванов В.П. Этнокультурные процессы у приуральских чувашей (по материалам экспедиции 1987 г.) // Этнос и его подразделения. Этнические и этнографические группы в Волго-Уральском регионе. М.: Наука, 1992. Ч. 2. С. 70-79. 6 Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1989. 7 Трофимов А.А. Народное и самодеятельное искусство // Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1989. С. 72-93. 8 Салмин А.К. Духи требуют жертв: Система традиционных обрядов чувашей. Чебоксары: Чув. кн. из. 1990. 11
Стр.11
стороны традиционной культуры чувашей. В трудах Г.Б. Матвеева, В.П. Иванова и др. авторов затронуты проблемы трансформации культуры. В ходе экспедиций, проведённых сотрудниками ЧНИИ ЯЛИЭ, этнотерриториальная группа чувашей Башкирии становится предметом самостоятельного изучения. 3. Постсоветский период. На современном этапе большое внимание уделяется изучению локальных групп чувашей, в том числе и чувашей Башкирии. История возникновения чувашских поселений рассмотрена А.З. Асфандияровым1. Он также затрагивает проблему взаимоотношений в Башкирии, социального положения переселенцев и вопросы землевладения2. В.П. Иванов посвятил значительное количество работ анализу расселения и межэтнических контактов, динамик численности чувашей3. Изучением миграции чувашей в Приуралье и другие районы занимался В.Д. Димитриев4. В исследовании историк, используя исторические предания чувашей, затрагивает проблему переселений, появления новых сёл, деревень в Приуралье. Отметим издание А.А. Трофимова “Чувашская народная культовая скульптура”5. В данной работе изучению подвергаются предметы культа, кладбища, надмогильные сооружения, священные места. Особого внимания заслуживают многочисленные труды А.К. Салмина, в которых освещается система религиозных представлений чувашей, в том числе традиционная религия среди переселенцев6. Например, обращаясь к обрядовым действиям, автор приводит ареалы их бытования. Нередко в содержании встречаются ссылки на чувашей Стерлитамакского уезда. Среди работ исследователя выделим труд “Семантика дома у чувашей”, в котором он обращается к жилищу, рассматривая его сакральную составляющую7. Работа этнографа И.Г. Петрова “Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры)”8 внесла в изучение группы существенный вклад. В разделе “Материальная культура” мы встречаем материалы, посвящённые поселениям, жилищам и хозяйственным постройкам чу1 Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Справочная книга. Уфа: Китап, 1990. Кн. 1; Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Справочная книга. Уфа: Китап, 1998. Кн. 2-3; Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Справочная книга. Уфа: Китап, 1993. Кн. 3. 2 Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006. 3 Иванов В.П. Расселение и численность чувашей: Этногеографический очерк. Чебоксары, 1992; Иванов В.П. Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии. Чебоксары: ЧГИГН, 1998; Иванов В.П. Формирование чувашской диаспоры // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы. М.: Наука, 2003. Вып. 29. С. 105-123; Иванов В.П. Расселение и численность чувашей в России: историческая динамика и региональные особенности (Историко-этнографическое исследование): Дис… док. ист. наук. Чебоксары, 2005; Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональные особенности расселения. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005; Иванов В.П., Михайлов Ю.Т. Чувашское население Оренбургского края: формирование этнотерриториальной группы: этнокультура, динамика численности // Чувашский гуманитарный вестник. Чебоксары: ЧГИГН, 2007/2008. №3. С. 63-79. 4 Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX в. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. 5 Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. 6 Салмин А.К. Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1993; Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1994; Салмин А.К. Три чувашских божества. Чебоксары: Крона, 2003; Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 7 Салмин А.К. Семантика дома у чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1998. 8 Петров И.Г. Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры). Уфа: Уфимская городская типография, 1994. 12
Стр.12
вашей. Обращаясь к общепринятой традиции строительства чувашей, исследователь применяет её непосредственно к группе Приуралья, тем самым создавая образ чувашских селений в регионе. Результаты работы были опубликованы в ряде изданий1. В совместной статье И.Г. Петрова и Р.Р. Садикова анализируется полевой моление ÿчÿк, а также структура кладбища, надмогильные сооружения, сохранившиеся до настоящего времени и функционирующие среди некрещеных чувашей Башкирии2. В постсоветский период продолжает исследования Г.Б. Матвеев3. Среди культура чувашей Поволжья и Приуралья”4. Работы Л.И. Никоновой, в которых рассматриваются проблемы традиционной медицины, содержат материалы по чувашской бане5. Различные сюжеты исследуемой проблемы затронуты в трудах И.А. Кандриной6, И.Г. Акманова7, М.И. Роднова8, Л.Н. Мазур9. Проблему расселения чувашей, принятие мусульманства под влиянием его работ особого внимания заслуживает статья “Жилище и хозяйственные постройки чувашей Приуралья”, в которой автор подробно рассматривает конструкции жилищ, материалы строительства, иноэтничное воздействие на традиционную архитектуру и др. вопросы. Также выделим издание “Чувашское народное зодчество: от древности до современности”, где автор затрагивает зодчество локальных групп чувашей. Среди коллективных работ отметим исследование “Этническая история и окружающих этносов, изменение и степень сохранности элементов народной культуры, языковые процессы и др. вопросы рассматривались этнографом Е.А. Ягафовой10. Среди её работ необходимо выделить монографию “Чуваши 1 Петров И.Г. Чуваши // Ватандаш. Уфа: Китап, 1999. №9. С. 148-168. 2 Садиков Р.Р., Петров И.Г. Полевое моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка Республики Башкортостан // Н.В. Никольский и чувашская гуманитарная наука XX века: Материалы конференции, посвященной 125-летию со дня рождения ученого. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. С. 191-204. 3 Матвеев Г.Б. Материальная культура чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1995; Матвеев Г.Б. Жилище и хозяйственные постройки чувашей Приуралья // Материалы по этнографии и антропологии чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1997. С. 118-130; Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество: от древности до современности. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005; Матвеев Г.Б. Эволюция чувашского народного зодчества в 1920-е годы // Художественная культура Чувашии: 20-е годы XX века. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. С. 142-161. 4 Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б., Кондратьев М.Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1993. 5 Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения. Рузаевка, 2000; Никонова Л.И., Кандрина И.А. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: историко-этнографическое исследование. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. 6 Кандрина И.А. Баня в системе жизнеобеспечения в трудах Н.В. Никольского (К истории вопроса) // Н.В. Никольский и чувашская гуманитарная наука XX века: Материалы конференции, посвященной 125-летию со дня рождения ученого. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. С. 121-124. 7 Акманов И.Г. Основные этапы формирования многонационального населения Башкортостана (конец XVI – начало XX века) // Ватандаш. Уфа: Китап, 2001. №7. С. 73-78. 8 Роднов М.И. Крестьянство Уфимской губернии в начале XX века (1900–1917 гг.): социальная структура, социальные отношения. Уфа: ООО ДизайнПолиграфСервис, 2002; Роднов М.И. Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 г: этнический состав. М.: ИЭА РАН, 2009. 9 Мазур Л.Н. Села и деревни Среднего Урала в XX веке: Статистико-этнографическое описание. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та , 2003. С. 95-98. 10 Ягафова Е.А. Формирование этнотерриториальных групп чувашей в XVII – XIX веках (историко-культурный аспект) // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы. М.: Наука, 2003. Вып. 29. С. 124-148; Ягафова Е.А. Исламизация чувашей в Урало-Поволжье в XVIII – начале XX в. // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2007. №4. С. 101-117; Ягафова Е.А. Этноконфессиональные меньшинства чувашей // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2008. №4. С. 114-127; Ягафова Е.А. Чуваши в межкультурном пограничье УралоПоволжья // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2009. №6. С. 120-133; Ягафова Е.А. Чуваши-мусульмане в XVIII – начале XXI вв. Самара: ПГСГА, 2009; Ягафова Е.А. Чуваши в межэтническом взаимодействии в Закамье // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2010. №6. С. 35-53. 13
Стр.13
Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало XX вв.)”1. В издании рассматриваются причины и этапы формирования этнотерриториальных групп чувашей Волго-Уральской историко-этнографической области. Немаловажной при изучении жилища является и статья исследователя П.П. Фокина “Строительные обряды современной чувашской семьи”2. Автор затрагивает проблему обрядности, проводимой во время строительства дома. Последовательное описание, начиная с выбора места под строительство до поднятия матицы, способствует созданию образа о комплексе обрядов. Д.Ф. Мадуров в своей работе касается вопросов декорирования жилища, усадьбы и хозяйственных строений чувашей3. Значение полевых ворот и изгороди, поселения в целом и роль жилища в свадебной обрядности верховых чувашей рассматривает А.А. Осипов4. Переселение чувашей на башкирские земли становится предметом исследования Г.А. Николаева5. Более подробное освещение проблемы встречается в работе И.В. Сухаревой “Чуваши Башкортостана в XVII – XIX веках: Экономическое развитие и социальная структура”6. Первая глава исследования посвящена миграции чувашей в XVII – XIX вв., выявлены причины, этапы переселения и история возникновения чувашских деревень в Башкирии. В совместной работе этнографов Е.А. Ягафовой, Е.С. Данилко, Г.А. Корнишиной, Т.Л. Молотовой и Р.Р. Садикова, рассматриваются этноконфессиональные меньшинства Урало-Поволжья на примере чувашей, марийцев, удмуртов7. Труд посвящен исламизации этих народов и степени сохранности среди них традиционных верований. В нём даны описания священных мест, кладбищ и пр. Отчасти раскрывается структура поселений, расселение концами в соответствии с религиозными предпочтениями. В изучение чувашских селений Башкирии существенный вклад внесли и работы краеведов. Среди них выделим А.Ф. Семёнова8, В.В. Николаева и С.Ф. Никитина9, М.Х. Сафина10, А.А. Ткачева11, Л.А. Фёдорова12. 1 Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало XX вв.). Чебоксары: ЧГИГН, 2007. 2 Фокин П.П. Строительные обряды современной чувашской семьи // Этнология религии чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 2003. Вып. I. С. 65-84. 3 Мадуров Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 4 Осипов А.А. Чувашская свадьба: Обряд и музыка свадьбы вирьял. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. 5 Николаев Г.А. Обретение чувашскими переселенцами второй малой родины на башкирских землях в XVIII – начале XX веков // Чувашский гуманитарный вестник. Чебоксары: ЧГИГН, 2007. №1. С. 154-179. 6 Сухарева И.В. Чуваши Башкортостана в XVII – XIX веках: Экономическое развитие и социальная структура. Уфа: Гилем, 2007. 7 Ягафова Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара: ПГСГА, 2010. 8 Семенов А.Ф. Из истории родного края. Бижбулякский район. Бижбуляк: Бижбулякская районная типография, 1993. 9 Николаев В.В., Никитин С.Ф., Сафин С.Х. История возникновения и развития деревни Чувашские Карамалы. Генеалогическое древо первопоселенца Никиты Авдокима. Оренбург: Газпромпечать ООО Оренбурггазпромсервис, 1999. 10 Сафин М.Х. История села Бишкаин. Оренбург: Газпромпечать ООО Оренбурггазпромсервис, 2003. 11 Ткачев А.А. Белорецк: страницы истории (1743–1939 гг.). Белорецк: Белор. дом печати, 2003. Кн. 1. 12 Федоров Л.А. Дюртюли и дюртюлинцы за 300 лет. Туймазы: Туймазинский вестник, 2005. 14
Стр.14
чувашей. Среди таковых значимыми являются исследования Д.Г. Коровушкина1, Е.А. Ягафовой2, сотрудников ЧГИГН3, совместное издание Г.Б. Матвеева и Е.А. Ягафовой, а также ряда других авторов4. Таким образом, постсоветский период представлен целым комплексом Необходимо отметить работы, посвященные другим локальным группам различного рода исследований и работ, посвященных чувашам метрополии и этнотерриториальным группам этноса. Среди такого многообразия следует отметить издания Г.Б. Матвеева, в которых рассматривается техника строительства, материалы, конструкции, типы жилищ и хозяйственные строения, Е.А. Ягафовой по проблемам расселения чувашей в Урало-Поволжье, смешения этнографических групп, приводившего к появлению новых видов этнической культуры, В.Д. Димитриева, В.П. Иванова, И.Г. Петрова, И.В. Сухаревой и др., в трудах которых освещались вопросы, связанные c поселениями чувашей, а также жилыми и хозяйственными строениями. Несмотря на значительное число работ по локальной группе чувашей Башкортостана, до настоящего времени существует пробел в изучении их поселений и жилищ. Отсутствие комплексной работы по данной проблеме вызывает необходимость проведения подобного исследования. Источниковой базой исследования выступает материал различного характера, происхождения и степени репрезентативности. Использованные в работе исторические источники следует разделить на следующие группы: 1. Неопубликованные источники, к числу которых относятся материалы, кольского по этнографии чувашского народа”5. Здесь помимо исторических материалов о происхождении, расселении чувашей, костюме, традиционной хозяйственной деятельности и многого другого, мы встречаем сведения о возникновении чувашских деревень в Приуралье, статистические данные по численности селений, описание поселений чувашей, крестьянской усадьбы, комплекса жилых и хозяйственных построек. В фонде содержится большое количество текстов преданий, воспоминаний и пр., которые были собраны в конце XIX – начале XX в. учёным, либо его корреспондентами. почерпнутые из Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН), Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО). Из документов НА ЧГИГН отметим “Рукописный фонд проф. Н.В. Ни1 Коровушкин Д.Г. Чуваши Западной Сибири (этнодисперсная группа на современном этапе). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1997; Коровушкин Д.Г. Чуваши в Западной Сибири: Расселение и численность в конце XIX – начале XXI века. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2009. 2 Ягафова Е.А. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII – начало XX вв. Самара: ИЭКА Поволжье, 1998. 3 Научный отчет по проекту “Чуваши Приволжского Федерального округа”. Чебоксары: ЧГИГН, 2002; Долгова А.П., Иванов Г.Н., Кондратьев М.Г., Матвеев Г.Б., Фокин П.П. Симбирско-Саратовские чуваши. Чебоксары: ЧГИГН, 2004. 4 Чуваши Самарской Луки. Чебоксары: ЧГИГН, 2003. 5 НА ЧГИГН. Отд. I. 15
Стр.15
бернская землеустроительная комиссия”4, в котором представлено графическое изображение селений Уфимской губернии, в том числе многих чувашских деревень, что способствует воспроизведению их структуры в дореволюционный период. Планы являются незаменимыми источниками при изучении развития планировки поселений. В ГАОО наиболее богатый материал по теме исследования содержится в деревни чувашей Башкирии1. Наиболее ценными по информативности можно считать сведения экспедиции П.А. Петрова-Туринге, изложенные в “Анкетах подворного обследования быта населения Башкирской АССР в 1929 г.”2. В ходе проведения экспедиции был собран большой фотоматериал, хранящийся в отд. VIII3. На 200 фотографиях запечатлены различные стороны материальной и духовной культуры чувашей Белебеевского уезда. Все фотоснимки разделены на группы: “Поселения, жилища и надворные постройки”, “Традиционный костюм”, “Хозяйственные занятия и промыслы”, “Обычаи и обряды” и др. Среди материалов ЦГИА РБ необходимо выделить фонд “Уфимская гуСледует выделить фонды, содержащие материалы экспедиций в сёла и фондах “Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора”5, “Чернов Иван Васильевич”6, “Оренбургское духовное правление”7, “Оренбургское губернское по крестьянским делам присутствие”8, “Оренбургская контора Оренбургского лесного, промышленного и торгового общества”9. В материалах фондов отражены сведения о расселении чувашей в Оренбургской либо Уфимской губерниях, статистические данные, списки чувашских поселений, положение чувашейкрестьян, взаимоотношение с духовенством и т.д. 2. Полевые этнографические материалы, собранные автором в ходе экспедиционных выездов в чувашские поселения Башкирии, также являются значимыми источниками, на которых базируется исследование. Автором были осуществлены поездки в Аургазинский (с. Бишкаин – 2010 г.; с. Толбазы – 2010 г.; д. Юламаново – 2010 г.), Бакалинский (д. Юльтимировка – 2010 г.; с. Ахманово – 2010 г.), Гафурийский (с. Антоновка – 2011 г.; д. Дмитриевка – 2011 г.), Зилаирский (с. Бердяш – 2008, 2009 гг.; с. Ивано-Кувалат – 2009, 2010 гг.; х. Надеждинский – 2009 г.; с. Ямансаз – 2010 г.), Хайбуллинский (д. Пугачево – 2010 г.; с. Яковлевка – 2010 г.) районы. В с. Антоновка, д. Дмитриевка и д. Юльтимировка студентами Исторического факультета МаГУ проводился опрос сельского населения на предмет выявления этнической идентичности относительно различных групп чувашей – этнографических и конфессиональных. Выбор данных поселений был обусловлен тем, что с. Антоновка образовано верховыми чувашами и среди жителей села до сих пор существует противопоставление вирьял – анатри или бе1 Там же. Отд. III; Отд. IV. 2 Там же. Отд. III. Ед. хр. 212. № 1720. 3 Там же. Отд. VIII. Ед. хр. 210. №1599. 4 ЦГИА РБ. Ф. 351. Оп. 1. 5 ГАОО. Ф. 6. 6 Там же. Ф. 167. 7 Там же. Ф. 172. 8 Там же. Ф. 13. 9 Там же. Ф. 154. 16
Стр.16
лые – синие; д. Дмитриевка – полиэтничный населенный пункт, где совместно проживают верховые и низовые чуваши; д. Юльтимировка – село некрещеных чувашей анатри, которые сохраняют традиционные этнические верования до настоящего времени. Анкетирование способствовало более глубокому погружению в этническую среду и рассмотрению многих проблем “изнутри”. Работа с информаторами, сбор полевого этнографического материала, опрос и анкетирование проводились как во время экспедиционных выездов, так и в ходе одиночных поездок. Всего было осуществлено три экспедиции в летний период (2009-2011 гг.). Значительное количество полевого материала было зафиксировано документально (зарисовки, фото- и видеосъемки). Прежде всего, фиксации подлежали сведения по структуре сёл и деревень, хозяйственным строениям, жилищу и интерьеру. Кроме того, были получены материалы по топонимии, системе питания, локальным диалектам, традиционному костюму, свадебной, похоронно-поминальной и домашней (бытовой) обрядности, что было использовано при написании исследования. Работа в разных географических зонах Башкирии помогла создать комплексное представление о поселениях, хозяйственных строениях и жилищах изучаемой группы чувашей. 3. Фонды историко-краеведческих музеев, содержащие значительное количество вещевого материала и фотоиллюстрации, также способствовали расширению источниковой основы работы. Коллекции предметов быта, традиционная одежда, реконструкции интерьера чувашского жилища, предметы ткачества, используемые в повседневности, зафиксированы в историко-этнографическом музее с. Толбазы, школьных музеях с. Бердяш и с. Ивано-Кувалат, Чувашской воскресной школе им. П.М. Миронова (г. Уфа), “Музее Пива” (г. Чебоксары). В фондах хранятся документы, рукописи, отражающие историю возникновения и развития сёл. Например, в музее с. Ивано-Кувалат хранится копия акта о покупке земли у Оренбургского лесного, промышленного и торгового общества в 1911 г. 4. Опубликованные материалы, использованные во время написания работы, подразделены на различные категории. Во-первых, это документы и материалы, в которых нашли отражение статистические сведения и отчеты о развитии разного рода промыслов1. Во-вторых, материалы периодической печати, в которой освещались происходящие события2. В-третьих, издания художественной литературы. К указанному хронологическому периоду можно отнести произведение К.В. Иванова “Нарспи”3, особая ценность которого заключается в том, что его автор был уроженцем чувашского с. Слакбаш и в поэме довольно часто встречается описание с. Сильби – структура поселения, жилище, надворные строения. В-четвертых, в исследовании использовались произведе1 Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде Уфимской губернии. Отчет о командировке В.А. Абрютина. Уфа: Типография Губернского Правления, 1898; Материалы для исследования промыслов населения Казанской губернии. Казань: Типография Казанского Биржевого Листка, 1887. 2 Баронов С. Изучение быта чувашей. Возвращение экспедиции Чувпедтехникума // Красная Башкирия. Уфа, 1929. 12 июля. С. 4. 3 Иванов К.В. Нарспи. М.: Гос. изд-во Художественная литература, 1937. 17
Стр.17
категории выделим труд Н.И. Ашмарина “Словарь чувашского языка”4. Практическая значимость работы заключается в том, что на каждое чувашское слово дана характеристика значений, родственных слов и локальных произношений. В совокупности источниковая база исследования достаточно разнообразна, репрезентативна и открывает возможности для серьезного изучения данной темы и комплексного решения поставленных задач. Научная новизна исследования заключается в попытке создания обобщающего историко-этнографического исследовательского полотна о поселениях и жилищах чувашей Башкирии. Впервые они рассматриваются комплексно на материале различных населённых пунктов. Была поставлена задача изучения истории возникновения, формирования первых чувашских поселений и образования кустов расселения. В исследовании прослеживается трансформация традиционных для чувашей типов жилищ и хозяйственных строений, планировок крестьянских подворий. Предпринято районирование типов строений жилого и хозяйственного назначения. Искреннюю благодарность автор выражает своим информаторам, предоставившим сведения по проблеме исследования и оказавшим помощь при проведении этнографических практик, а также студентам Исторического факультета ФГБОУ ВПО “МаГУ” за проделанную работу и добросовестный труд. ния фольклорного жанра – песни, предания, пословицы и загадки1. Среди изданий отметим работу Н.И. Ашмарина “Сборник чувашских песен, записанных в губерниях Казанской, Симбирской и Уфимской”2. Автором в содержании приведены песни, записанные в деревнях Нижние Карамалы и Елбулак Белебеевского уезда Уфимской губернии. В качестве справочных изданий были использованы словари3. В данной 1 Мальхов П.М. Симбирские чуваши и поэзия их. Казань: Типография Императорского ун-та, 1877; Романов Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960; Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. Очерк устно-поэтического народного творчества. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1965; Песни низовых чувашей (Сб. песен). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1981; Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Чебоксары: ЧГИГН, 2000. 2 Ашмарин Н.И. Сборник чувашских песен, записанных в губерниях Казанской, Симбирской и Уфимской. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1900. 3 Никольский Н.В. Русско-чувашский словарь. Казань: Центральная типография, 1909. 4 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка (переиздание). Чебоксары: Руссика, 1994-2000. Т. 1-17. 18
Стр.18