Мир транспорта и технологических машин 2011 УДК 629.113.004.67 Е. В. БОНДАРЕНКО, В. П. КЛИЩЕНКО, А. П. ПОСЛАВСКИЙ, В. В. СОРОКИН ФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН Рассмотрена актуальная проблема автомобильного транспорта, заключающаяся в недостаточной эффективности технологии утилизации компонентов автомобиля, в частности, автомобильных шин. <...> Подбор наиболее эффективной технологии и оборудования оценивается по критерию максимального полезного использования энергии при помощи разработанного аппаратно-программного измерительно-вычислительного комплекса. <...> Автомобильные шины являются одним из наиболее дорогостоящих элементов автомобиля. <...> В процессе эксплуатации автомобиля потребляется несколько комплектов шин. <...> Количество комплектов зависит как от физико-механических свойств резины, так и дорожно-климатических условий, качества эксплуатации и обслуживания подвижного состава. <...> Результаты проведенных исследований [1] свидетельствуют о том, что примерно 50% шин грузовых автомобилей из-за различного рода повреждений выходят из строя преждевременно, что влияет на интенсивность образования отходов автошин. <...> Вышеперечисленные факторы, а также рост парка автомобилей в последние годы, требуют формирования новой отрасли и ее инфраструктуры для их эффективной утилизации. <...> Реализация программы утилизации отработанных автомобильных шин в промышленных масштабах требует использования современных энергоэффективных технологий их переработки. <...> В связи с этим, исследования методов и средств утилизации шин с минимальными энергозатратами, являются актуальными и согласуются с перечнем критических технологий РФ, утвержденным Приказом Президента РФ (Пр-842 от 21 мая 2006 г.) - «Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов». <...> Процесс утилизации является заключительным этапом жизненного цикла автомобилей, позволяющий существенно экономить средства <...>