Мир транспорта и технологических машин 2010 ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕМОНТ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ УДК 621.43.016 Е.А. ПУЧИН, В.Н. СВЕЧНИКОВ АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ C ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ В статье рассматривается топливная экономичность двигателя внутреннего сгорания, потери теплоты, отводимой в систему охлаждения и уносимой с отработавшими газами. <...> Также анализируется тепловое состояние цилиндропоршневой группы двигателя. <...> Сгорание топливовоздушной смеси сопровождается выделением значительного количества теплоты. <...> Если двигатель не охлаждать или охлаждать недостаточно, то его детали могут нагреться до высокой температуры, а это уменьшает их прочность и наполнение цилиндров, ухудшает условия работы смазочной системы вследствие снижения вязкости перегретого масла, ускоряет срабатывание присадок к маслам и увеличивает количество отложений и нагара на деталях. <...> При сгорании в цилиндре интенсивно протекают процессы перемещения газов, способствующие теплоотдаче в стенки цилиндра. <...> Теплоту, сэкономленную в этой фазе рабочего цикла, можно преобразовать в полезную работу в течение последующего хода расширения. <...> При сгорании около 6 % тепловой энергии, содержащейся в топливе, теряется из-за теплопередачи стенкам камеры сгорания и цилиндра. <...> В течение хода расширения стенкам цилиндра передается около 7 % тепловой энергии топлива. <...> При расширении поршень перемещается из ВМТ в НМТ и постепенно освобождает все большую поверхность стенок цилиндра. <...> Однако лишь около 20 % теплоты, сэкономленной даже при продолжительном по времени ходе расширения, можно преобразовать в полезную работу. <...> Около половины теплоты, отводимой в систему охлаждения, приходится на такт выпуска. <...> Часть их теплоты отводится в систему охлаждения через выпускной клапан и выпускной канал головки цилиндра. <...> Непосредственно за клапаном поток газов изменяет направление почти на 90°, при этом возникают вихри, что интенсифицирует <...>