ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ УДК 258 Т.В. САМОЙЛОВА АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В век НТР инженерные знания стареют невероятно быстро, а это означает, что значительная часть знаний, которые понадобятся специалисту через 5.6 лет не может быть преподана в вузе, ибо появление технологических систем в условиях быстрого научнотехнического прогресса зачастую непредсказуемо. <...> Процесс подготовки высококвалифицированного технического специалиста должен быть ориентирован на то, чтобы он был потенциально способен эффективно взаимодействовать с техникой будущих поколений. <...> Подобно гибким технологиям на производстве в вузовской практике должны найти применение своего рода «гибкие системы образования». <...> Целью таких систем является не формирование «завершенного специалиста», а развитие в нем способности к постоянному самостоятельному приобретению информации. <...> Однако «гибкие системы образования» требуют и «гибкой педагогики» с такими ее гранями, как отсутствие культа императивных методов воспитания, ориентация на развитие личности, а не только на развитие запоминательных способностей, стимулирование творчества и особенно творческого мышления, установка на образование, в полном смысле этого слова, тогда как традиционно на первом месте стоит обучение. <...> В настоящее время инженерное образование заключается в его дегуманизации, в отрыве от человеческих ценностей. <...> Соответственно и выход из этого может быть только на путях утверждения гуманистической парадигмы в образовании. <...> Гуманизация есть такая социально-культурная позиция, которая исходит из приоритета человека как высшей ценности, что предполагает перестройку всей культуры, а значит и системы образования в гомоцентрическом направлении. <...> Для преобразования инженерного образования это особенно важно, поскольку инженерная деятельность направлена на реализацию технического прогресса в определенный вид технологий, а развитие человека <...>