Мир транспорта и технологических машин 2010 УДК 621.787.4 А.А. КАТУНИН, А.В. КАТУНИН, Н.Н. САМОЙЛОВ МНОГОЭЛЕМЕНТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОТДЕЛОЧНОУПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ГОЛОВОК АВТОМОБИЛЬНЫХ ШАРОВЫХ ПАЛЬЦЕВ Дается описание нового способа отделочно-упрочняющей обработки неполных сфер шаровых пальцев, основанного на методе поверхностного пластического деформирования. <...> Шаровые шарниры являются одними из наиболее ответственных и жизненно важных узлов подвески большинства легковых автомобилей, как отечественного, так и зарубежного производства. <...> Они служат для соединения рычагов передних подвесок с поворотными кулаками и обеспечивают передачу от колес к кузову всех видов нагрузок, возникающих при движении автомобиля. <...> В России изготовлением шаровых шарниров занято около трех десятков предприятий. <...> Конкуренция между ними обуславливает необходимость поиска новых конструктивных решений, способов повышения качества, срока службы и надежности элементов шарниров. <...> Основной деталью шаровых шарниров является шаровой палец. <...> Во время эксплуатации автомобиля постоянные вращательные и качательные движения пальца вызывают интенсивные относительные перемещения под нагрузкой головки пальца и вкладыша шарнира приводящим к износу последнего. <...> Износ обуславливает появление зазора в шарнире и люфта пальца, что ведет к увеличению динамических нагрузок, интенсификации дальнейшего изнашивания вкладыша и потере нормальной работоспособности подвески автомобиля. <...> Заготовки шаровых пальцев изготавливаются, главным образом, холодной высадкой, либо поперечно-клиновой прокаткой [1,2]. <...> Наиболее важной и трудоемкой частью технологического цикла при изготовлении (и восстановлении) шарового пальца является чистовая обработка его неполной сферической головки. <...> В Орловском государственном техническом университете предложен новый инструмент и технологический процесс обработки сферических поверхностей пластическим <...>