Александр Иванович Герцен
"Молодая эмиграция"1
Критика 70-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. С. Ф. Дмитренко.-- М.: ООО
"Издательство "Олимп"": "Издательство "АСТ", 2002 (Библиотека русской критики)
OCR Бычков М. Н.
Едва Кельсиев2 ушел за порог, новые люди, вытесненные суровым холодом 18633, стучались у
наших дверей. Они шли не из готовален наступающего переворота, а с обрушившейся сцены, на которой
они уже выступали актерами. Они укрывались от внешней бури и ничего не искали внутри; им нужен был
временный приют, пока погода уляжется, пока снова представится возможность идти в бой. Люди эти,
очень молодые, покончили с идеями, с образованьем; теоретические вопросы их не занимали отчасти
оттого, что они у них еще не возникали, отчасти оттого, что у них дело шло о приложении. Они были
побиты материально, но дали доказательства своей отваги. Свернувши знамя, им приходилось хранить его
честь. Отсюда сухой тон, cassant, raide4, резкий и несколько поднятый, отсюда военное, нетерпеливое
отвращение от долгого обсуживания, критики, несколько изысканное пренебрежение ко всем умственным
роскошам, в числе которых ставились на первом плане искусства... Какая тут музыка, какая поэзия!
"Отечество в опасности, aux armer, citoyens!"5. В некоторых случаях они были отвлеченно правы, но
сложного и запутанного процесса уравновешения идеала с существующим они не брали в расчет и, само
собой разумеется, свои мнения и воззрения принимали за воззрения и мнения целой России. Винить за это
наших молодых штурманов будущей бури6 было бы несправедливо. Это -- общеюношеская черта. Год
тому назад один француз, поклонник Конта7, уверял меня, что католицизм во Франции не существует, a
completement perdu le terrain8, и между прочим ссылался на медицинский факультет -- на профессоров и
студентов, которые не только "не" католики, но и "не" деисты.
-- Ну, а та часть Франции, -- заметил я, -- которая не читает и не слушает медицинских лекций?
-- Она, конечно, держится за религию и обряды... но больше по привычке и по невежеству.
-- Очень верю, но что же вы сделаете с нею?
-- А что сделал 1792 год?
-- Немного: революция <1 нрзб.> сначала заперла церкви, а потом отперла. Вы помните ответ
Ожеро Наполеону, когда праздновали конкордат9: "Нравится ли тебе церемония?" -- спросил консул,
выходя из Нотр-Дам, якобинца-генерала. -- "Очень, -- отвечал он, -- жаль только, что недостает двухсот
тысяч человек, которые легли костьми, чтоб уничтожить подобные церемонии". -- "Ah bas!.. мы стали
умнее и не отопрем церковных дверей или, лучше, не запрем их вовсе и отдадим капища суеверий под
школы".
-- L'infame sera ecrasee10, -- докончил я, смеясь.
-- Да, без сомнения... это верно!
-- Но мы-то с вами не увидим этого -- это вернее.
В этом взгляде на окружающий мир сквозь подкрашенную личным сочувствием призму лежит
половина всех революционных неуспехов. Жизнь молодых людей, вообще идущая в своего рода шумном
и замкнутом затворничестве, вдали от будничной и валовой борьбы из-за личных интересов, резко
схватывая общие истины, почти всегда срезывается на ложном понимании их приложения к нуждам дня.
...Сначала новые гости оживили нас рассказами о петербургском движении, о диких выходках
оперившейся реакции, о процессах и преследованиях, об университетских и литературных партиях...
потом, когда все это было передано с той скоростью, с которой в этих случаях торопятся все сообщить,
наступили паузы, гиатузы11... беседы наши сделались скучны, однообразны...
"Неужели, -- думал я, -- это в самом деле старость, разводящая два поколенья? Холод, вносимый
летами, усталью, испытаньями?"
Как бы то ни было, я чувствовал, что с появлением новых людей горизонт наш не расширился... а
сузился, диаметр разговоров стал короче; нам иной раз нечего было друг другу сказать. Их занимали
подробности их кругов, за границей которых их ничего не занимало. Однажды передавши все интересное
об них, приходилось повторять, и они повторяли. Наукой или делами они занимались мало -- даже мало
читали и не следили правильно за газетами. Поглощенные воспоминаниями и ожиданиями, они не
любили выходить в другие области; а нам недоставало воздуха в этой спертой атмосфере. Мы,
избаловавшись другими размерами, задыхались!
Стр.1