Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии КОНСТРУИРОВАНИЕ, РАСЧЕТЫ, МАТЕРИАЛЫ УДК 629.12.532 Е.В. ГЕМБАТЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ РАСЧЕТА ИЗМЕНЕНИЯ УГЛА КРЕНА СУДНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С ТЯЖЕЛОВЕСНЫМИ ГРУЗАМИ Безопасность человека на море зависит от состояния всего комплекса технических средств, обеспечивающих транспортировку людей и грузов, а также выполнение разнообразных работ в морских условиях. <...> Риск для жизни людей может быть вызван различными обстоятельствами: ошибками, допущенными судоводителями или судовым персоналом, недочётами при проектировании и постройке судна, воздействиями неблагоприятных факторов, отказами систем и устройств судна. <...> Ключевые слова: остойчивость судна, метацентрическая высота, центр тяжести судна, угол крена судна, поправка на свободно подвешенный груз. <...> В целом риск для жизни людей возникает как в связи с разрушением конструкций, неисправностью судовых систем, устройств, так и вследствие ошибочных действий членов экипажа из–за неточного восприятия информации, неправильного решения или ошибок при реализации принятого решения. <...> Ссылаясь на данные EuropeanMaritimeSafetyAgency потеря остойчивости может произойти вследствие неправильного размещения груза. <...> Так, на долю судов от 40 до 60 м приходится 46% кораблекрушений от потери остойчивости. <...> Согласно данной диаграмме, можно увидеть, что аварийные случаи с сухогрузными судами, а также судами, предназначенными для перевозки различных типов грузов, в том числе и тяжеловесных, являются наиболее высокими. <...> Это требует особого внимания и показывает актуальность данной работы, а именно изучение вопроса обеспечения остойчивости судна при проведении операций с тяжеловесными грузами. <...> МО Рисунок 1 – Статистические данные аварийности мирового флота Аварийные случаи, связанные с потерей остойчивости подразделяются на следующие виды: – опрокидывание судов; – судно получает большой угол крена от перемещения груза <...>